Наиболее ранние свидетельства о сохранении исторических реликвий на Руси относятся к XIII – XV векам: княжеские одежды хранились в софийском соборе в Киеве, посох и облачение епископа Никиты – в ризнице новгородской Софии, меч, приписывавшиеся князьям Довмонту и Всеволоду Мстиславичу, - в Троицком соборе Пскова. Предметы древности и книги (не всегда богослужебного характера) в XVI – XVII веках хранились в ризницах и монастырских библиотеках: в Архангельском, Успенском, Благовещенских соборах Московского Кремля, в Троице-Сергиевском, Печерском, Тихвинском, Кирилло-Белозерском, Чудовом, Ново-Иерусалимском, Волоколамском монастырях; в древлехранилище в Туле, Нижнем Новгороде, Ростове. В XVIII веке наблюдался повышенный интерес к памятникам истории, в работе с ними наметилась определенная система, постепенно осознавалось их значение как исторических источников.
Важную роль в сохранении отечественного культурного наследия, формировании коллекций, создании исторических музеев сыграли законодательные акты Петровского времени: "Указ Петра I о сдаче старинных редкостей комендантам" от 13 февраля 1718, "Указ Сената о сборе в епархиях и монастырях рукописных и печатных книг, грамот и других исторических документов и присылке их копий в Сенат" от 20 декабря 1720 и др. Возникновению исторических музеев предшествовало формирование коллекций памятников истории в частных собраниях Б.Ф. Годунова, Ф.С. Милославского, Ф.А. Головина, Я.В. Брюса, А.Н. Демидова, Д.М. Голицына и др., а также в Оружейной палате, Модель-камере (Петербург), Петербургской кунсткамере, Эрмитаже.
В царском указе о покупке редкостей для Кунсткамеры от 1718 г. значилось: "Ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или такие, да зело велеки или малы перед обыкновенным; также какие старые подписи на каменьях, железе или меди или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно, також бы приносили, за что давана будет довольная дача .". Древности в России находили и до XVIII в., но только в петровскую эпоху пришли к пониманию, что они нужны для изучения и просвещения. Это было принципиально новым отношением к древностям. Новые собиратели предпочитали то, что "зело старо и необыкновенно" богатству и роскоши княжеских собраний допетровской эпохи, свидетельствовавших о знатности их владельца.
В 1715 г. заводчик А.Н. Демидов подарил жене Петра I Екатерине I коллекцию сибирского курганного золота, а в 1719 г. из Петербурга в Сибирь была отправлена первая научная экспедиция во главе с ученым Д.Г. Мессершмидтом, приглашенным из Данцига. Ему поручалось "приискивать . могильных всяких древних вещей, шайтаны медные и железные и литые образцы человеческие и звериные .". В связи с ценнейшими находками в русском законодательстве появилось специальное разъяснение: " .куриозные вещи, которые находятся в Сибири, покупать . и, присылать в Берг- и Мануфактур-коллегию".
С начала XVIII в. объемы работ кремлевских мастерских в Москве, продукция которых пополняла Оружейную палату, сократились. В 1711г. основная часть царских оружейников, ювелиров и других ремесленников была переведена в Санкт-Петербург. В то же время Петр I стремился сохранить и преумножить накопленные в Москве коллекции. В ходе Северной войны он передал в Оружейную палату трофеи, добытые в битвах при Лесной и под Полтавой.
Другие статьи:
Скульптурная или объемная резьба
Скульптурная, или объёмная резьба, характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличии от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной рез ...
О музыкальном решении пластического спектакля
Музыку называют языком души (А.Н. Серов), потому что она обладает сильным воздействием на область чувств человека, на его подсознание. В ней проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, фантазийное и прочие н ...
Организация и задачи и условия приобщения членов производственного
коллектива к художественно-эстетическим ценностям
Современная практика показала, что нужно искать нетрадиционные, отличные от клубного коллектива формы и средства, позволяющие наиболее оптимально решить проблему включения членов производственного коллектива в художественно-творческую дея ...