В обществе постепенно осознавалась образовательно-просветительное и идеологическое значение деятельности музеев. Появляются новые открытые для посещения музеи в Петербурге – Морской (1806), Румянцевский (1831); был открыт ограниченный доступ в музеи дворцового ведомства – Эрмитаж и Оружейную палату. Управление российскими музеями первоначально осуществлялось дворцовым ведомством либо Академией Наук (Кунсткамера). В 1-й половине XIX века музеи дворцового ведомства были переданы Министерству Императорского двора, остальные – Министерству народного просвещения. Для управления музеями вводились штаты, "правила" либо уставы, определявшие их финансирование за счёт соответствующих ведомств.
Так как в XIX веке музеи начинают становиться доступными для посещения, служить целям эстетического воспитания и образования, эта прогрессивная тенденция отражается и на музейной архитектуре. Музейные помещения выделяются из дворцовых, здания музеев формируются как самостоятельный архитектурный тип. Идеи просвещения, преобразования личности и общества средствами искусства формировали концепцию музея как алтаря просвещения, как храма науки и искусства. Прямая ассоциация "храм – музей" отразилась на архитектурном облике музейных зданий, которые приобрели ордерную систему античных храмов. Проектируются системы различных по величине помещений с расчетом на размещение конкретных экспозиций (Старый музей в Берлине, 1823-30, архитектор К.Ф. Шинкель; Глиптотека в Мюнхене, 1830; Пинакотека в Мюнхене, 1830; Новый Эрмитаж в Петербурге, 1840-1852, архитектор Л.фон Кленце).
В начале XIX века продолжает развитие российское краеведение. В привлечении интереса к местной истории и источникам её познания значительна роль трудов Н.М. Карамзина: "История государства Российского", "Записки о московских достопримечательностях", которые можно признать образцом путеводителя. С 1830-х гг. начинается работа статистических кабинетов, а в приложении к "Губернским ведомостям" публикуются материалы по истории края и об исторических памятниках.
Другие статьи:
Понятие художественного стиля
Определение стиля. История художественной культуры представлена сложной преемственностью типологически схожих эстетических форм, увенчанных синтетическими стилями. Приобщаясь к ним, мы как бы открываем для себя новые чудесные миры. Для на ...
Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс
Рассмотренная последовательность типов знаковых систем не случайна: она в общем и целом соответствует историческому развитию человеческой культуры. Примерно в этой последовательности они появлялись в культуре, причем каждый последующий ти ...
Исторические условия формирования культуры европейского Средневековья
Условием формирования культуры европейского средневековья стало христианство в форме капитализма. Это уже не было первобытное христианство, характерное для периода распада Римской империи.
...