Становление музейного дела стран Европы в два больших этапа. Первый этап — от французской революции 1789 г. до Большой промышленной выставки 1851 г., второй — с 1851 г. до начала первой мировой войны.
Из всех веков мировой истории, предшествовавших ХХ веку, XIX столетие занимает исключительное место. Именно в XIX в. развитие экономики и техники, точных наук и художественной литературы, музыкальных и изобразительных искусств шло особо бурными темпами. Революции и войны изменили облик всей государственной жизни, международных отношений, а подчас и контуры границ.
Происходит окончательное оформление музея как социального института со своими функциями. Колоссальный рост числа музеев во всем мире происходил двумя путями: открытием для публики собраний, сложившихся в предшествующие столетия, в том числе дворцовых, повсеместно по Европе ставших доступными после изгнания Наполеона, и основанием новых музеев, подчиненных цели служения общественной пользе и тесно связанных с наукой и образованием, что отличало их от предшественников, формировавшихся сообразно с прихотью и вкусом коллекционера. Многочисленные музеи учебных заведений и научных обществ служили учебными классами и источниковой базой для археологии, этнографии, естествознания, истории и др. В соответствие с этим изменилась сама идея музея: из "модели мира", "храма", где каждый музейный предмет включен в символическую систему "миропорядка" ко второй половине XIX века многие музеи, поставленные на службу науке, превратились в систематизированные "каталоги" соответствующих областей знания. Формирование систематических музеев вместо университетских привело к складыванию профильных групп и музейной сети. Важное место в ней к началу XX века заняли музеи местного края, что связано с развитием "родиноведения".
Развитие музейного дела определялось происходившим в XIX веке осознанием обществом ценности своего культурного наследия и растущей потребностью его сохранения. Сдвиги в общественном сознании нашли отражение в теоретических изысканиях, в России – начиная с проектов Ф.П. Аделунга и П.П. Свинина, на многие десятилетия предваривших музейную практику, до фантастических построений Н.Ф. Федорова, провозгласившего идеи (присущие музеям уже в XX веке) воспитания через музей, образности построения экспозиций, музеефикации целых пластов уходящей жизни.
Для того чтобы осмыслить роль, которую музеи выполняли в обществе необходимо провести анализ не только количественных перемен в их деятельности, но и качественных. Во второй половине XIX — начале XX века в развитии музеев выделяются следующие направления: специализация их содержания, совершенствование учетной работы, повышение внимания к форме представления предметов в интересах публики, наконец, количественный рост.
Другие статьи:
Основные логические изъяны софистики о культуре
Что же является главной причиной заблуждений ряда теоретиков, пытающихся исследовать проблемы культуры? Почему кое-кто стремится рассматривать культуру сквозь “очки”, например, биологической науки и информатики, генетики и семиотики?
Во- ...
Чёрно-белая графика
С линии начинается процесс проектирования и изображения костюма. По мере нахождения формы костюма и нахождения решения используются возможности линии, выявляются пространственные особенности формы, и взаимосвязи формы со средой.
Стремясь ...
Основная экспозиция галереи
В настоящее время Феодосийская коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Она составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого пути мастера.
Период учебы Айвазовского в Петербургской Академии художеств пр ...