Тенденция к представлению музейных предметов как диалога с посетителями музея или выставки на рубеже XIX и XX вв. становится преобладающей.
В связи с повышением общественного престижа науки и образования многие сотрудники музея отдают преимущество представлению экспонатов в "аналитической" манере, рассматривая их только как первоисточник. Сторонники этого подхода придерживались точки зрения, согласно которой археологические находки или изделия ремесла должны быть размещены в определенном порядке, удовлетворяющем требования ученых, но не профанов, которые с трудом замечают незначительную разницу между отдельными предметами в их последовательности.
Противоположная школа музеологов считала лучшим синтезировать предметы в выразительное, полное смысла целое, например показ групп чучел животных в среде проживания или демонстрация интерьеров, в которых произведения искусства были бы представлены вместе с мебелью и другими бытовыми вещами определенной эпохи.
С середины XIX в. до первой мировой войны музеи имели больший успех в формальном допуске в свои залы посетителей, чем в раскрытии богатств своих экспозиций умам людей. Поступления в фонды музеев оставались хаотическими, случайными, неплановыми, многие из них были получены в дар. Стиль представления экспонатов оставался фрагментарным и несистематизированным. Архитекторам не удавалось внести необходимые изменения в музейную архитектуру.
В конце XIX в. возникает термин "музеология" как определение специфической отрасли знаний, связанных со всеми аспектами жизнедеятельности музея. Появляются специальные музеологическая литература и периодика.
В музеях появились штатные должности хранителей ("консерваторов") музейных собраний. Их занимали ученые-специалисты в конкретных сферах природоведения, техники, гуманитарных наук, связавших свою научную деятельность с работой в музеях. Профессионализация сотрудников музеев была направлена исключительно на работу с коллекциями — определением, систематизацией, описанием и каталогизацией музейных собраний. Специфическим итогом научной деятельности в музеях наряду с научными трудами являлись каталоги конкретных коллекций.
Необходимость сохранения коллекций вызвала к жизни профессию реставраторов, которые специализировались на обновлении музейных предметов.
Экспозиционная деятельность как музейная специальность еще не сформировалась. Собрания экспонировались в русле общепринятой для своего времени той или иной сферы знаний. Только в самом конце XIX — начале XX века связи с популярностью музеев и ростом их посещения возникла необходимость искать средства экспонирования, доступные широкому кругу посетителей. Систематические экспозиции стали дополняться ансамблевыми и тематическими.
Решающее значение для развития музейной деятельности во второй половине XIX — начале ХХ в. имело общественно-просветительное движение. Возможность использовать наглядный и предметный музейный материал для просвещения народа, расширение научных знаний привлекли к организации и деятельности музеев демократически настроенных ученых, интеллигенцию, буржуазию. На этой основе был создан новый тип общественного музея, демократизировалась деятельность частных коллекционеров, которые делали свои собрания доступными для осмотра или передавали их в общественное пользование.
С началом первой мировой войны объем деятельности большинства музеев стран Европы, в том числе и России, резко сократился.
Таким образом, в конце XIX – начале XX века в России уже сложилось развитое музейное дело.
18 мая - Всемирный день музеев, день, когда все музеи открыли свои двери для посетителей бесплатно. Во всем мире такая тенденция, что музеи - самая демократичная организация. Если мы посмотрим, сколько публики за год посещает один из центральных европейских музеев – Национальную галерею, – это пять миллионов. Эрмитаж - порядка нескольких миллионов. Третьяковская галерея имеет у нас свыше миллиона посетителей, когда проводятся какие-то крупные выставки, эта цифра доходит и до полутора миллионов посетителей в год.
Сегодня как раз такой этап развития музейного дела, когда публика, зритель, посетитель музея становится одной из самых главных и ключевых фигур. И обобщая, можно сказать, что музеи развивались из такого института, как сокровищница, некая коллекция, собрание элитарное, образовательное, а потом музей становится местом, куда публика стремится прежде всего, чтобы провести время интересно и комфортно, чтобы получить какие-то высококачественные, культурные впечатления. И, конечно же, такое положение вещей было не всегда, музейное дело в России, также как и во всем мире прошло довольно длинный исторический путь.
Именно описанию и изучению этого интереснейшего и многотрудного пути была посвящена данная дипломная работа.
Другие статьи:
Образ техники в культуре
Этот образ техники определяет отношение «простых людей» к ней и к ее применению, престижность труда специалистов в области в техники, заботу общества о ее совершенствовании, духовную атмосферу, в которой она развивается.
В античные време ...
Ансамбль Афинского акрополя
Достичь индивидуальности каждого здания греческим зодчим помогала ордерная система. Греческие зодчие разных стран, изменяя размеры архитектурных элементов и расстояния между ними создавали неповторимые шедевры, умело используя эту систему ...
Мусульманское завоевание Индии
Начало исламизации Индии определяется 1000 годом, походом в Индию султана Махмуда . Завоеватели – турки ассимилировали чужую культуру. Индианизируясь, они сознательно не пытались изменить образ жизни и обычаи народа.
Индийское общество л ...