Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона, Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое пламя. Характерно, например, что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза. В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных земледельцев-общинников можно было построить столь гигантские сооружения. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линиям наращивания надземной массы здания, однако горизонтальное увеличение последнего в конце концов не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали.
Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является заупокойный ансамбль фараона III династии Джосера. История сохранила имя его создателя - великого зодчего Имхотепа, прославленного мудреца своего времени, ученого, астронома и медика, отождествленного греками с богом врачевания Асклепием. Комплекс Джосера сооружен в Саккара, недалеко от того места, где возводились усыпальницы фараонов, начиная с Мена. По сравнению с предшествующими памятниками ансамбль Джосера включает в себя большое количество сооружений, среди которых центральное место занимает ступенчатая пирамида. Данные новейших исследований позволяют выдвинуть гипотезу относительно возведения Имхотепом пирамиды Джосера на месте мастабы его предшественника фараона Санахта - основателя III династии. Польский археолог К. Михаловский высказывает предположение, что ступенчатая пирамида Джосера являлась сердцевиной первоначального сооружения, имевшего облицовку из блоков известняка. В окончательном решении, завершившем длительные конструктивные поиски, Имхотеп пришел к прямоугольной форме основания пирамиды, выложенного из каменных блоков. Пирамида имеет шесть ступеней. Каждая последовательно возводившаяся была меньше предыдущей. Каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси, что способствовало большей прочности сооружения ввиду отсутствия связующего раствора. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона. Помимо усыпальницы на территории комплекса находилась южная гробница - кенотаф - и примыкавшая к ней молельня с карнизом, увенчанным уреями, символами фараона в виде змеи.
Другие статьи:
Андреа Паллааио
Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гуманисты. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учитель ...
Дорелигиозная эпоха
Религия неизвечна, она представляет собой историческое явление и возникла лишь на определенном этапе развития человеческого общества. Возникновению религии предшествовал дорелигиозный период развития человечества. Весь древний, средний и ...
Культурная модернизация. Фундаментализм как культурная ориентация
Модернизация – процесс перехода от традиц К. к соврем. В зависим от соотнош в К. традиций и современности К. принято подраздел на: традиционные и модернистские. Для традиц общ-ва хар-но преоблад традиций над инновациями, господство миф, р ...