Феномен советской культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой и отечественной культуры как один из наиболее значительных и вместе с тем сложных, противоречивых, драматических периодов в истории борьбы человечества за идеалы социальной справедливости и социального равенства. В этом заключены и его исходный пункт, и его поучительность, и его непреходящая ценность.
Первая важнейшая типологическая особенность советской культуры состоит в том, что это была культура первой в мировой истории рабоче-крестьянской цивилизации. И, следовательно, эта ее принадлежность к новому социально-классовому и духовно-ценностному типу цивилизации и определяла ее качественные отличия от культур всех предыдущих типов общества (рабовладельческого, феодального, буржуазно-помещичьего).
Эти отличия, говоря конкретно, заключаются в следующем:
· при социализме впервые не было разделения культуры по классовому признаку ("высокая", "элитарная" для богатых, "низкая, дешевая" для бедных), и это глубинное содержание определило весь вектор ее развития в 1917-1985г.г.;
· при социализме культура наиболее полно стала выполнять свою гуманистическую, человекотворческую функцию: она способствовала изменению отношения человека к своей собственной деятельности, к ее результатам в соответствии с требованиями социального прогресса. Культура помогала выработке адекватной самооценки человеком самого себя, своих идейных, нравственных, этических, эстетических, профессиональных качеств, и в этом смысле она становилась важнейшим фактором формирования его социального самосознания, всех его сущностных сил; при социализме культура, становясь все более доступной и гуманной средой обитания для всех членов общества, "второй природой" человеческого бытия, развития и приумножения его талантов, в широком смысле слова, начала выступать "мерой прогресса", но уже не отдельного человека, а общества в целом;
· при социализме не на словах, а на деле стало реализовываться равенство в достоинстве всех национальных культур и право каждого народа – большого или малого – утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать ее уважение;
· при социализме (а это доказал опыт!) культура все более становилась формой духовного и социального объединения разных народов на основе равенства, сложения и приумножения их усилий в решении гуманистических задач: самосохранения, выживания, формирования гармоничных отношений в системе "человек-общество-природа", совершенствования самого человека и превращения его в гуманного субъекта современной истории. Не случайно, даже на Западе все больше говорят об "экологическом социализме". Пока экологическом…
Вторая важнейшая типологическая особенность советской культуры состоит в том, что это была культура необычайно короткой по историческим меркам новой цивилизации, чье бытие, оказалось предельно насыщенным жесточайшей борьбой различных социально-классовых сил. Если история рабовладельческой цивилизации длилась тысячи лет, феодальная – примерно – одну тысячу, современная буржуазная – около 500, то советская – всего 70-75 лет, из которых половину либо воевала, отстаивая свою свободу и независимость, либо восстанавливала разрушенные агрессорами материальные и духовные ценности. Все это время советский народ действительно одной рукой опирался на "плуг", возделывая историческое поле нового общественного мироустройства, а другой – держал "меч", чтобы не погибнуть, сохранить и по-возможности приумножить тысячелетнее наследство своих предков. А это значит, что мы (т.е. все люди советского времени) действовали в экстремальных обстоятельствах, к тому же многое не знали, не понимали. "Строя нашу жизнь по советскому проекту, - верно замечает доктор химических наук Кара-Мурза, - мы сделали много ошибок – плохо был изучен грунт, под какими-то устоями фундамента оказался плывун, где-то мы не поняли смутный чертеж. Что-то мы сделали неумело, а кто-то и специально подпиливал стропила, отвлекая байками наше внимание. Дом рухнул, хотя основа еще цела и будет использована в восстановлении".
Третья типологическая особенность отечественной культуры советского периода. Советская (народная) власть, возникшая на традиционных принципах культуры русской общины коренным образом отличалась от общин как Востока (там исторически царило "всеобщее рабство". К.Маркс), так и общин Запада (там царил культ частной собственности и индивидуализма, постепенно переросший в идеологию всеобщего накопительства, в эгоизм и эгоцентризм). Советская культура, возникшая в эпоху духовной деградации западной цивилизации, с одной стороны, оставалась в едином культурно-историческом русле русской цивилизации, а с другой, - выделилась своей уникальной спецификой. Она создана на основе коренной (народной) русской культуры (нижний, глубинный слой), а потому ей присущи приоритет духовного начала над материальным, труд на благо людей как высший нравственный императив, коллективизм (принцип общинности), задушевность, открытость и одухотворенность, всечеловечность (не общечеловечность!), многонациональность. Духовное поле русской, и как ее продолжение – советской культуры охватывает полторы сотни больших и малых народов, по-братски обогащает, сохраняя и развивая их культуры. Разорванные политически и экономически, эти народы страдают, им нанесена страшная травма, равной которой еще не было в их новейшей истории, а потому все делают для сохранения культурных связей.
Другие статьи:
Архитектура Древней Руси
Русская градостроительная культура имеет глубокие корни. Известно, что еще в 9 столетии иностранцы называли Русь «Страной городов». Первые русские города были связаны с великим водным путем «из Варяг в Греки». В их числе были Киев и Новго ...
Искусство Древнего Царства
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобрази ...
Художественно-дизайнерская проработка
Средневековое искусство Дальнего Востока, как известно, насквозь метафорично и символично; ему свойственно желание увидеть не частное и конкретное в его собственной ценности, но осознать это конкретное как знак чего-то более значительного ...