Широкий размах во всех странах социалистического лагеря приобрело самодеятельное искусство как новая форма приобщения трудящихся к эстетическому воспитанию. Высокий подъем получили и самые различные отрасли художественных ремесел, народного искусства, которое обогащается достижениями художественной промышленности, современными материалами и в то же время сохраняет богатство многовековой сокровищницы народного творчества.
Многообразное многонациональное искусство социалистических стран взаимно обогащает друг друга, способствует единению лагеря социализма и мира. В обстановке заметного влияния модернизма передовое искусство стран социализма во главе с советским искусством служит надежным оплотом художественного прогресса всего мира.
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. С разрушением политической надстройки буржуазно-помещичьего общества и его экономического базиса - частной собственности - не был уничтожен духовный стержень - дворянская ("высокая") культура - гордость всей национальной культуры XIX и ХХ веков. Да, она перестала воспроизводиться в том виде, в каком это происходило в предыдущие периоды, ибо исчез, сошел с исторической сцены как ведущий субъект социокультурного творчества - дворянский класс. На его место пришел сам трудовой народ - рабочие и крестьяне, ставшие с победой революции главным историческим лицом в социокультурном процессе. Теперь из его среды, из среды трудовой интеллигенции начнут выходить великие писатели, поэты, музыканты, художники, ученые. Но достояния дворянской культуры ("высокой"), как, впрочем, и не менее высокой - разночинной, не были отброшены и втоптаны в "грязь" отвалов истории, ведь это чаще всего ставится в вину революции и новой власти. Наоборот, именно при Советской власти они впервые стали достоянием не ограниченного круга людей ("элиты"), а всего народа - рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции - главных производителей материальных и духовных ценностей.
2. Собственно культурное содержание и значение социалистической революции, связанное со снятием культурного отчуждения и с духовным освобождением трудящихся, проявилось прежде всего в том, что она прерывает монополию эксплуататорских классов ("элиты") на образование и культурные ценности, закладывает основы духовного производства справедливого, гуманистического типа, формируя принципиально новую систему создания, распределения, обмена и потребления духовных ценностей.
3. Она не только открывает трудящимся массам широкие реальные возможности для пользования духовными благами безо всякого изъятия, но, и это – главное, превращает их в активных творцов, "демиургов культуры", обеспечивая тем самым ее новый исторический подъем.
4. Социалистическая революция только закладывает объективные условия для снятия отчуждения в сфере культуры, которые воплощаются в жизнь не сразу, а постепенно, причем, в процессе борьбы противоречий. И эта борьба в течение всего исторического периода будет сложной, порой ожесточенной, с новыми жертвами, но в любом случае она будет продвигать культуру к народным массам, а сам народ будет становиться генеральным субъектом исторического социокультурного процесса. В этом состоял главный смысл и предназначение культурной истории советского времени.
Другие статьи:
Празднование «Ивана Купала» в ближнем зарубежье
Германские, скандинавские и прибалтийские народности пышно справляли день и ночь летнего солнцестояния. "Yhannes" у финнов, "Ligo" - у латышей, "Jonines" - у литовцев, один из важнейших календарных праздников ...
Приёмы графической подачи в цветном решении эскизов
Большие изобразительные возможностей содержит цветная графика. Отличие графики от живописи – в минимуме цветов (хроматических) в композиции. При ограниченном количестве гармоничных цветов требуется, чтобы составляющие композицию цвета был ...
Мерс Каннингхэм
Ранний интерес к разным видам танца: бальному, народному, чечетке и степа привел Мерса Каннингхэма в 1937 году в Школу искусств. Здесь бывшая танцовщица труппы Марты Грэхем, Бонни Берд обучала его по системе Грэхем. Одновременно он увлека ...