Современные библиотеки обязаны идти в ногу со временем и отвечать на все запросы общества — это аксиома деятельности библиотек. Новая экономическая и социокультурная ситуация стимулирует появление различных форм библиотечных учреждений, значительное расширение их функций. Библиотеки продолжают выполнять просветительскую, образовательную, информационную функции и являются досуговыми центрами. При этом они становятся центрами правовой и деловой информации, осуществляют информационное обеспечение государственных структур и органов местного самоуправления.
Наиболее распространенным «вторжением» в смежные отрасли культуры является создание музеев в библиотеках.
Музей осуществляет связь времен, дает человеку уникальную возможность окунуться в прошлое и познакомиться с настоящим. Одним из важнейших его функций являются информационно-познавательная и образовательно-воспитательная. И в настоящее время наиболее актуальной остается проблема осмысления образовательной специфики музея.
Однако, библиотеки, создавая музеи, не прогнозируют его функционирование в общественной и библиотечной среде, его дальнейшее развитие. Об этом свидетельствуют следующие публикации — Д. Чаликовой, Н. Свиридовой, Л. А. Петровой, И. Бикбулатова и др.
Для разработки концепции нами была выявлена и изучена литература по организации, функционированию и моделированию музеев и мини-музеев. Была изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы. Так же мы выявили музеи им. Высоцкого в других городах. Узнали, в виде чего они существуют и как функционируют. Для изучения всех документов, литературы и процессов деятельности мини-музеев большей частью мы опирались на работы Т.В. Абалимовой, С. Матлиной, Д. Чаликовой и некоторых других. В основу концепции мы заложили технологии из работы Т.В. Абалимовой «Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования».
Перечисленные выше обстоятельства определили объект, предмет, а также цель и задачи нашего исследования.
Объектом настоящего исследования является литературный музей в библиотеке. В нашем случае это музей им. В. Высоцкого.
Предметом исследования — моделирование музея Высоцкого. Основу модели музея составляет научная концепция музея.
Цель исследования разработать модель музея в библиотеке (на примере музея им. В. Высоцкого).
Таким образом, значимость нашей работы выступает в виде своеобразного концептуального пособия по созданию музея в библиотеке для библиотечных работников.
В ходе исследования нами были реализованы следующие задачи: выявлена литература по теме исследования; изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы; подобрана литература по моделированию музеев; выявлены музеи им. В. Высоцкого в других городах и в виде чего они существуют — в основном это были Центры-музеи; разработана модель музея на примерах других музеев — персональных, музеев в библиотеках и обычных музеев; осуществлена экспертная оценка модели и ее доработка по замечаниям.
В процессе работы была создана модель музея в виде концепции литературного музея, которая основывается на следующих методах:
- Метод терминологического анализа.
- Метод операционализации понятий.
- Метод анкетирования (опрос).
- Метод моделирования.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и четырех приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы моделирования музеев — концепция музея как документ, место музея в библиотеке, общность и специфика музейных и библиотечных технологий.
Вторая глава посвящена проблемам моделирования музея им. В. Высоцкого, обоснованию содержательной структуры.
Заключение содержит выводы о проделанной работе.
Список использованных источников отражает источники, посвященные теме данного исследования.
В качестве приложения даются концепция музея им. В. Высоцкого, анкеты и экспертные карты по оценке разработанной концепции.
- Научная концепция музея в библиотеке как документ
- Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования
- Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке
- Музей Высоцкого: характеристика деятельности
- В.С. Высоцкий как объект музея в библиотеке
- Концепция модели музея В. Высоцкого в библиотеке: обоснование содержательной структуры
Другие статьи:
История мировой культуры
Во всех видах искусства мы находим четыре классицизма. Но, пожалуй, ярким проявлением классицизма стала архитектура. И если в Италии памятники архитектуры это, прежде всего культовые постройки, то вершиной французской архитектуры той эпох ...
Понятие «культура» в самом прямом смысле означает развитие или результат
Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ордин ...
История формирования понятия "культура"
Первоначально для выражения понятия "культура" применялись разные слова и словосочетания, вызывающие богатые образные ассоциации.
Древнегреческая пайдейя, например, обозначала единство воспитания, обучения, мастерства, рационал ...