Культура — центральное теоретическое понятие культурологии. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, другими словами — полисемантичность.
В современном звучании и написании слово «культура» имеет несколько значений. Исторически первые из них:
1) возделывание, обработка, уход, земледелие;
3) воспитание, образование, развитие;
4) почитание, культ («культ Ора, Ура»);
Впервые понятие «культура» в значении умственная, духовная деятельность употребил Цицерон в 45 г до н.э. Он назвал философию культурой души, т.е., воспитывая свой разум, обрабатывая его как крестьянин землю, человек развивает свои умственные способности, совершенствует духовную деятельность.
В современном языке под культурой понимают:
- Свойство человека в сфере социального поведения (культурный – хамский);
- Отождествление культуры с образованностью (культурный – необразованный);
- Культура как городской способ жизни (культурный – деревенский);
- Культура как болезнь человечества (христианско-православный взгляд);
В литературе можно встретить различные попытки упорядочить это множество определений. В нем выделяются, например, следующие виды определений культуры.
Антропологические — исходят из то , что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком («вторая природа»).
Ценностные — трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.
Нормативные — утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
Адаптивные — культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.
Исторические — подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Функциональные — характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.
Семиотические — рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.
Символические — акцентируют внимание на употреблении символов в культуре.
Герменевтические — относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
Идеационные — определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
Психологические — указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
Дидактические — рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).
Социологические — культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Таким образом, функция, назначение термина «культура» в научном языке с самого начала заключается в том, что он служит средством, с помощью которого выражается идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого бытия», «человеческого начала в человеке» — в противоположность природному, стихийному, животному бытию.
- Культура как мир артефактов
- Культура как мир смыслов
- Виды смыслов
- Культура как информационный процесс
- Функции культуры
Другие статьи:
Искусство и религия как способ познания мира
Благодаря внешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей вне человека форме, религия, искусство имеют не только личностную, но общественную значимость — являются сферами социальной деятельности, которую мы называем по ...
Театральное искусство: воспитание в диалоге
Предоставляя человеку дополнительный жизненный опыт – часто воображаемый, но зато специально организованный и бесконечно раздвигающий рамки реального житейского опыта индивида, – театральное искусство становится могущественным способом со ...
Ограниченная палитра
Используя обширный арсенал средств, художник достигает большей убедительности, конкретности в изображении. Умело используя художественную форму, подчиняя формальные средства своей воле, направляя их на осуществление замысла, художник созд ...