Наиболее приметным явлением музыкальной жизни Галичины в XIX ст. была дьяко-учительская школа в Перемышле, открытая в 1818 г. по инициативе греко-католического епископа И. Снигурского и ставшая базой для формирования так называемой перемышльской (композиторской - Е.Т.) школы, к которой украинское музыковедение причисляет композиторов-священников М. Вербицкого, И. Лавривского, В. Матюка.
Старшим в этом списке и наиболее значимым для музыкальной культуры середины XIX ст. был М. Вербицкий (1815-1870). Являясь священником, он в то же время стал основоположником перемышльской школы и зачинателем светского профессионального музыкального творчества. Активизация деятельности композиторской школы связана также с появлением кафедрального хора в Перемышле (1829), благодаря которому сформировалась традиция церковно-художественного (профессионального) пения в противовес церковно-народной (элементарной, непрофессиональной) исполнительской традиции. Церковная (профессиональная) музыка Вербицкого является лишь частью его наследия наряду с музыкально-театральными пьесами, светскими хоровыми произведениями, инструментальными опусами, романсами. В его творчестве начинают звучать народно-песенные мотивы, появляются произведения гражданского, патриотического содержания. Например, хор "Ще не вмерла Украiна" стал национальным духовным, а с 2003 г. - государственным гимном Украины.
Другие статьи:
Национальная хореография Татарстана
Эти слова великого татарского поэта о народной песне могли бы стать эпиграфом нашей главы о национальной хореографии. В татарском фольклоре песня и танец тесно связаны между собой, часто дополняют друг друга, обогащая палитру выразительны ...
Орудия и металлообработка
На раннем этапе развития культуры орудийный комплекс составлен из камня. Волосовцы с большим по тем временам мастерством выделывали шлифованные и обработанные тончайшей отжимной техникой каменные орудия; на Волосовской стоянке оказался да ...
Природоведческие музеи
В XIX веке происходило выделение из состава музеев комплексного профиля природоведческих музеев, что объяснялось становлением естественнонаучных дисциплин. В результате накопления и осмысления все большего количества новых научных фактов ...