Погребальная процессия, оглашая окрестности, плачем и стонами, переплывали Нил и высаживались на западном берегу. Здесь их встречали жрецы, облаченные в одежды и маски богов Дуата. В сопровождении Муу, исполняющих ритуальную пляску, процессия движется к некрополю.
Жрецы и Муу приводят процессию к гробнице. Здесь, совершив обряд «открытие уст», жрецы относят гроб с мумией в усыпальницу и устанавливают его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставится канопа, изображающая Имсета, у северной – Хапи, у восточной – Дуамутефа и у западной – Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались с Исидой, Нефтидой, Нейт и Серкет – защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.
Вход в гробницу тщательно заваливают глыбами и щебёнкой и замаскировывают, предварительно опечатав его печатью некрополя. Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулет в виде Ока Уджат, а на сердце – амулет в виде скарабея. Без этих амулетов не воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра: ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденному богиней Нут. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревянную статуэтку Шу.
В воскрешении умершего примут участие все боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененутет, Баст, Таурт, Месхент и Хекет. «Ка» умершего предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают к взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов ложится сердце, а на другую – перо богини Маат. Умерший произносит «Исповедь отрицания» - перечисляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном из них он не виновен. Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и боги выносят ему обвинительный приговор. Тогда грешное сердце отдают на съедение страшной богине Амат – чудовищу с телом гиппопотама, лапами и гривой льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии, покойного признают «правогласным».
«Ка» – Двойник, подобие человека. Человек и его «Ка» похожи, «как две руки» - поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые к верху: «Ка» рождается дважды: в первый раз – вместе с человеком, и во второй – при его жизни, когда будет изготовлена погребальная статуя «Ка» и жрецы совершат над ней обряд «открытие уст и очей», который наделит статую способностью говорить, вкушать пищу и видеть свет. «Ка» будет обитать в своём вечном жилище – в своей гробнице; туда ему будут приносить жертвенные дары и совершать ради него заупокойные службы.
«Проблемой Ка» египтология занималось полтора века, и за это время ученые сделали множество ценных наблюдений, однако начиная с 1950-х годов работы о «Ка» практически перестали появляться в печати, и «проблема Ка» фактически была признана бесперспективной. Лишь в 1987 г. эта проблема была разрешена русским египтологом А.О. Большаковым: как реально существующий Двойник человека египтянами был истолкован образ этого человека, «живущий» в сознании других людей. Для «оживления в памяти» какого-то образа человеческому сознанию необходим внешний ассоциативный «толчок», напоминание, этой целью у нас служат фотографии и этой же цели египтянам служили изображения, в частности – статуи покойного.
Другие статьи:
Архитектура в период архаики
Эпоха архаики (древняя эпоха) — эпоха зарождения классового общества. Развитие торговли и открытие новых земель способствовали образованию греческих поселений на побережьях Средиземного и Черного морей. Присоединение новых земель дало воз ...
Лиможская эмаль в Эрмитаже
Лиможские расписные эмали - одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX ...
Историко-теоретический аспект темы проекта
Медальоны, медали и плакетки, их назначение и характерные особенности
Медаль — это своеобразная летопись эпохи, созданная средствами малой пластики. В ней находят отражение исторические события, экономическая жизнь страны, развитие науки ...