Эллинизм сыграл в истории Европы особую роль в формировании “музейного отношения” культуры к самой себе. В это историческое время в общественном и индивидуальном сознании впервые складывается чувство исторического прошлого, наследниками которого ощутили себя люди эллинистической поры. В эпоху эллинизма в собирательстве памятников существовала четкая связь с греческой традицией, то есть сохранялась функциональная преемственность бытования вещи. Памятники использовались в соответствии с их прежним назначением. Было широко распространено копирование произведений искусства с греческих оригиналов, при этом, правители были осмотрительны в выборе предметов для коллекций, соотнося их с реалиями монархии. Популярным становится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками. https://vivalia.ru купить трусы женские оптом.
Греция периода расцвета была слишком молода, слишком полна собственных творческих сил, презрения ко всему иному как к варварству, чтобы греки могли стать “собирателями” в нашем сегодняшнем смысле слова. Иное дело – эпоха эллинизма, когда Александр, а особенно, его последователи, уже почувствовавшие ностальгию по прошлому, пытались возродить Древнюю Элладу во всей Великой империи.
Таким образом, как явление, коллекционирование возникает лишь в эпоху эллинизма. В этот исторический период происходило объединение двух миров – древнегреческого и древневосточного, который прежде развивался обособленно. В результате расширялись не только географические рамки греческого мира, но и его культурные горизонты. Все ярче проявлялся индивидуализм; во всех сферах культуры – религии, философии, искусстве – в центре внимания находился уже не коллектив, а отдельный человек, со своим внутренним миром и стремлениями. На этом историческом фоне начинает формироваться личность коллекционера.
Но до того как частные коллекции получат повсеместное распространение, долгое время приоритет как “музейного” собирателя имели храмы.
В отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, главным источником храмовых сокровищниц в эллинистическом мире становились военные трофеи. В составе коллекций накапливался обширный материал по “чужим” культурам и экзотической природе. Экзотический материал часто трактовался как сакральный. В прилегающих к храмам садах могли содержаться “священные” животные, птицы, а в рудах - рыбы. Внутри храмов и около них выставлялись диковинные предметы: скелеты уродливых людей и животных, редкие растения, предметы экзотического быта жителей дальних стран. Например, в египетском городе Гиераполисе в храме сирийской богини демонстрировались одежда варваров, драгоценности из Индии, слоновьи бивни. При всей условности трактовки диковинки пробуждали в людях любознательность, демонстрируя многообразие мира природы и культур Земли.
Первыми коллекционерами античного мира принято считать эллинистических царей. Истоки этого явления лежат в эллинизации Восточного Средиземноморья, борьбе диадохов, в результате которой образовывались новые государства. Так, Египет со столицей в Александрии оказался под властью Птолемеев, в Сирии – правили Селевкиды, в Пергамском царстве - Атталиды.
Другие статьи:
Культурология как область знаний, её предмет и место в ряду наук
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почит ...
Раннее Возрождение
В XV в. искусство Италии заняло господствующее положение в художественной жизни Европы. Основы гуманистической светской (т. е. не церковной) культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план Сиену и Пизу. Флоренцию того врем ...
Символизм и олицетворение сакуры
Двадцать дней счастья
Я пережил, когда вдруг
Вишни зацвели.
Традиционно, на протяжении многих веков японской истории сложились различные формы взаимодействия человека и природы, в которых человек созерцал красоту и величие мира – любов ...