Надо подчеркнуть, что в этот тяжелый для гуманизма период философская мысль, самым ярким представителем которой являлся Петр Рамус (Пьер де ла Раме, 1515-1572), вывела парадигму, критикующую схоластический аристотелизм. «Все сказанное Аристотелем ложно» - афористическое выражение философского нигилизма и свободомыслия как начальной точки развития европейской философской мысли нового времени.
Свободомыслие и новаторство отмечает лучшее, созданное гуманистами в XVI в., что в полной степени и образует гуманистическую культуру этого времени
Новое отношение к литературе сформировано в манифесте Жоашема Дю Белли (1522-1560) «Защита и прославление французского языка». Дю Белли и единомышленники (особенно Ронсар) отказывались от наследия средних веков, и в равной степени переосмысливали отношение к наследию античности. Во французской литературе и поэзии в середине XVI в. идет борьба двух школ – превозносящей античность и школы, стремящийся переосмыслить наследие античности критически. Последняя в итоге побеждает. Апогей ее успеха связан с поздним Ренессансом, и с деятельностью «Плеяды». («Плеяда» - семь поэтических светил на литературном небосводе Франции. Данный термин был введен Ронсаром). В деятельности Плеяды можно проследить различные художественные направления – от позднего Ренессанса до раннего классицизма. Вождь Плеяды, «король» французских поэтов Пьер де Ронсар (1524 - 1585) обогатил поэзию новыми жанрами – национально-патриотической одой, лирическими стихами и «гимнами». Здесь отдельно хотелось бы отметить то, что Ронсар осознает утопию ранних идеалов гуманизма о всеобщем счастье, но старается подменить ее на другую, основанную на мифе о «золотом веке», где блага «золотого века» будут сочетаться с идеалами Ренессанса и культурой античности. Творчество «Плеяды» в данной работе будет рассмотрено ниже.
Гуманистический интерес к человеку особенно проявился в портретном жанре. Торжественно фиксированные позы в портретах Жана Клуэ (ок.1475-1541) сочетались с остротой индивидуальных характеристик. Углублением в реалистическое начало стали портреты Фран Клуэ (1520-1572), жизнеутверждающее начало Ренессанса получили развитие в скульптурах и рельефах Жана Гужона.
В музыке активно развивалось искусство песенной полифонии, воплотившей свойства французского народного пения (шансона). Значительную вклад сюда внесли гугенотские хоралы Гудемеля.
Во Франции, как и в других странах, гуманизм подготовил почву для идей Реформации. В силу особенности реформационного движения во Франции ни в искусстве, ни в литературе XVI в. не сложилась прочная гугенотская традиция противостояния ренессансной культуре. Лучшие произведения протестантизма – Жана Моро, стихи и поэмы д’Обинье были созданы деятелями, творчество которых было теснейшим образом связано с гуманизмом. Благодаря длительной нерасчлененности гуманистического и реформационного течений, во Франции конфессиональная принадлежность не была определяющей в формировании мировосприятия. Так, весьма популярным среди гугенотов было «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена де Лабоэси (1530-1563), выдающегося гуманиста, переводчика Ксенофонта и Плутарха, юриста, поэта, публициста. Оно послужило источником тираноборческих идей, первоначально развивающегося в среде гугенотов. Лабоэси использовал идею античных писателей, славящих республиканские ценности, идею Кальвина о республиканском устройстве церкви.
Идея народного суверенитета присутствует в трудах крупного мыслителя этого времени Франсуа Отмана (1534-1590). Он отмечал право на участие в управлением государства, высказывал идею об общественном договоре между государем и народом, требовал регулярного созыва Генеральных Штатов. Более резкими были высказывания Филиппа Дюплеси. Продолжая идею Отмана, он допускал право народа на революцию при нарушении общественного договора и узурпации власти государем.
Литература периода гражданской войны отмечена печатью кризиса идей Ренессанса. Накал страстей, оттеснение на задний план чувственных, языческих идеалов и наследия высокого Ренессанса характерно в это время для литературы гугенотов. Распря двух течений (Католической лиги и гугенотов) оканчивается лишь с воцарением Генриха Наваррского.
Выдающемся синтезом эпохи гуманизма стали «Опыты» Мишеля Монтеня (1533-1592), вышедшие в 1580 г. и положившие начало новому жанру в литературе – несистемному эссе. В данном произведении Монтень противопоставляет живое, эмпирическое знание, основанное на эксперименте, схоластике и апологетике, хотя и не стремиться осознать квинтэссенцию мироздания эмпирически, ему скорее присуща квиентация (отрешенное миросозерцание). Продолжателем Монтеня стал его друг - проповедник Шаррон (1544-1603). Его трактат о мудрости – фактически переиздание основных идей Монтеня. Он менее скептичен и решающую роль в создании придает откровению.
Другие статьи:
Пермь
Екатеринбург
Болгария
Курган, Уфа
Барнаул, Заринск
Позитивным психолого-педагогическим условием успешной работы коллектива является всесторонняя поддержка всех его членов художест ...
Субкультура как социальный феномен
Прежде всего следует разобраться с самим термином. Сответственно словарю, субкультура (подкультура, лат. Sub — под и лат. Cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии — часть культуры общества, о ...
Соотношение социальной культуры с духовной
Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как коне ...