Гугеноты на всплеск насилия ответили политическим ходом: в южных и юго-западных провинциях протестанты достигли политического преобладания и организовали унию городов, управляемых постоянными ассамблеями. В 70 гг. XVI в. протестантское «государство в государстве» фактически отстояло свою независимость.
В противовес все более усиливавшимся протестантам в 1585 г. создается Лига – союз католических городов во главе с Парижем.
Вскоре разразился династический кризис, совпавший с изменением политической конъюнктуры: в 1588 династия Валуа прервалась, а единственный законный наследник - Генрих Бурбон, был протестантом и Лига не могла позволить ему получить корону. Началась эпоха междуцарствия – самая тяжелое пятилетие в истории гражданской войны. Страну опустошали дворянские отряды и армии наемников. Франция была поставлена на грань национальной катастрофы – в Париже стоял приглашенный Лигой испанский гарнизон, а испанский король Филипп II и папа обсуждали возможность возведения на французский трон испанского принца.
Но центростремительные тенденции взяли верх – их сплотил переход Генриха Бурбона в католицизм. В 1594 г. столица открыла ворота новому королю. Католические и протестантские вельможи за признание Генриха Бурбона легитимным правителем получили щедрые подарки – губернаторства, пенсии, придворные должности. Окончательным итогом религиозных войн стал Нантский эдикт 1598 г., завершивший серию эдиктов примирения – протестанты получили все гражданские права и возможность публичных богослужений. По дополнительным статьям эдикта им были сохранены в качестве гарантии их военно-политические организации – регулярные ассамблеи, крепости, гарнизоны и др.
Таким образом, в XVI в. во Франции закладываются основы отличного от сословно-представительной монархии – монархии абсолютной. Укрепление и расширение бюрократического аппарата, активная законотворческая позиция власти и стремление к регламентации разных сторон жизни общества, ослабление позиций церкви и подчинение ее государству – это те краеугольные камни, которые позже и стали основой французского абсолютизма как эталона. Тесно связано с ним и построение капиталистической экономики: у идейно новой государственной власти идейно новая экономическая база. Поскольку эти явления взаимосвязаны, очевидно, что экономический кризис середины XVI в., вызванный религиозными войнами, и хозяйственной разрухой как следствием, негативно сказался и на становлении новой политической системы. В свою очередь, недостаток государственных дотаций в сферу международной торговли и организацию мануфактур, значительно замедлил развития капитализма во Франции.
Эпоха Ренессанса и связанные с ней идеи гуманизма началась во Франции более поздно, но развивалась более интенсивно, чем в других странах, в том числе и благодаря «импорту» Ренессанса. Проникновение произведений искусства, мастеров, мыслителей были тем катализатором, который ускорил процесс трансформации мировоззрения жителей Франции, а соответственно, и противоречия между представителями прогресса и реакции сделались более острыми. Тем не менее, ни католическая реакция, ни гражданская война остановить развитие гуманизма не смогли, что означает, что Франция достаточно созрела, чтобы принять идеи Ренессанса и его культуру, несколько ассимилировав их. Хотелось бы отметить, что как раз наивысшие достижения деятелей французского Ренессанса рождены на стыке античного наследия и традиционной культуры – роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», например, основан на народных преданиях о великане-обжоре, а дополнительно в него Рабле добавил свои гуманистические идеалы, изложенные, опять-таки народным языком. Тоже мы наблюдаем в музыке, скульптуре, живописи. Таким образом, идеи гуманизма хоть и пришли во Францию извне, но развивались с учетом местной специфики. Еще одной специфической чертой французского гуманизма можно назвать сочетание античного наследия, значимость которого в течение XVI в. все более подвергается сомнению, и протестантизма.
Другие статьи:
Исторические музеи
В начале XIX века музеи впервые начали выполнять определенную роль в пробуждении национального самосознания у этносов, которые находились под чужеземным гнетом или подвергались агрессии со стороны сильных соседей. Одновременно пришло приз ...
Синтез искусств
Искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам классификации. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусство пространственные (живопись, графика, скульптура, декоративное искус ...
Различают несколько видов монтажа документального кино
1. Последовательный монтаж. При использовании последовательного монтажа эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке. Такой монтаж является простым и интуитив ...