Во всех видах искусства мы находим четыре классицизма. Но, пожалуй, ярким проявлением классицизма стала архитектура. И если в Италии памятники архитектуры это, прежде всего культовые постройки, то вершиной французской архитектуры той эпохи стали светские сооружения. Абсолютизм предоставил зодчеству возможность строить великолепные дворцы, создавать грандиозные и высокохудожественные регулярные дворцово-парковые и градостроительные ансамбли.
Но классицистический Париж возник не как внеочередное наслоение в архитектурной среде, а как начало коренного преобразования, продолженного в XVIII и ХIХ вв. В основу планировки города была положена возникшая еще в античности трех лучевая система улиц, исходящих из одной точки. В Париже такой точкой является парк Тюильри с центральным лучом - Елисейскими полями, два крайних проложены не были. В Версале эта идея была реализована полностью. Неотъемлемой частью классицистического ансамбля стал парк. Была предпринята первая в истории новоевропейской архитектуры попытка создать большой и универсальный «дворец, парк, город».
Развитие классицизма во Франции принято делить на три этапа.
Первый этап обхватывал период первой трети XVIII в и характеризовался вертикальной устремленностью архитектурных форм, не свойственной классицистической системе. Средневековье сохраняло привлекательность для французской архитектуры даже на стадии классицизма. В это время еще сильны были готические традиции: высокие пирамидальные кровли, башнеобразные объемы фасадов. Самым ярким архитектурным образом ранней стадии классицизма явился Люксембургский дворец, построенный Соломоном де Броссом для Марии Медичи. По желанию королевы, флорентийки по происхождению, Люксембургский дворец должен был напоминать палаццо Питти, ренессансное творение Брунелеско. Однако только рустовка служила косвенным указателем на подразумевающийся образец. Основной композиции архитектор сделал курдонер- большой парадный двор, образованный фасадом и выступающим по бокам флигелями.
Интересным архитектурным ансамблем, который как бы открывал собой период регулярного градостроительства, явилась королевская площадь, или площадь Вогезов, созданная Клодом Шантийоном. Абсолютно прямоугольная в плане, замкнутая похожими один на другой домами, площадь стала отображением нового способа организации городского пространства: она была разомкнута на улицу только с одного угла, и еще две улицы соединялись с ее прямоугольным пространством через аркады. Подобные площади стали появляться во многих европейских городах, из них наиболее интересными являются площадь Майор в Мадриде и площадь святого Марка в Венеции.
Второй этап классицизма во Франции начался с 1630 года и продолжался тридцать лет. Он характеризовался стремительным формированием стилевых особенностей, проявившихся, прежде всего в строительстве дворцов. Внутренний народный двор мало- помалу сошел на нет . Центральная ось дворца, обозначившаяся двумя порталами народным и садовым, стала организующим началом окружающей местности превращающийся в регулярный, т.е. правильно распланированный парк.
Другие статьи:
Культура русского «Серебряного века»
Серебряный век – 1) термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в., 2) период в римской литературе с 18 до 133 н.э., отмеченный зам ...
Особенности рационального и иррационального мышления
– Рационалист считает, что человеческое познание основывается на опыте и разуме. Он стремится решать проблемы, обращаясь к фактам и логике, а не к страстям, эмоциям, инстинкту и т.п.
– Рационалист придает большую ценность научному знанию ...
Церковь в годы Великой Отечественной войны
Некоторое изменение политики советского руководства в отношении Русской православной церкви наметилось после начала Второй мировой войны и было связано с присоединением к СССР западных территорий с нетронутой гонениями религиозной жизнью. ...