Дворцы, созданные архитекторами Франсуа Мансаром и Луи Лево, представляют собой здания, неразрывно связанные с ландшафтом и ставшие центром паркового ансамбля. Первым таким дворцовым ансамблем был Во- ле- Виконт, сооруженный Луи Лево(1612-1670). Впервые расчет был сделан на удобство и функциональность помещений. Индивидуальные жилые «блоки», куда входили прихожая, спальня, кабинет, гардероб, были изолированы, однако связи между ними тщательно продуманы и позволяли избегать далеких переходов. В таком скрупулезном продумывании планировки проявился новый жизненный принцип «art vivre»- искусство жить. Отсюда и стремление связать жизнь внутри дворца с окружающим ландшафтом. Большой овальный салон, увенчанный мощной купольной кровлей, являясь центром внутренних помещений, служил также композиционным центром паркового ансамбля: главная продольная ось ансамбля переходила в центральную алею с геометрическими ячейками цветников по обеим сторонам от нее, словно повторяющими очертания внутренних комнат.
Равнинный ландшафт обусловил многие особенности дворца Во - ле- Виконт, рассчитанного на далекое восприятие: это и усложненный заостренный силуэт, и преувеличенные по масштабам статуи, украшающие фронтон главного фасада, и колоссальные пилястры. При этом безукоризненная геометрия портеров, дорожек, водоемов, рациональная упорядоченность своего ансамбля нивелировали прихотливость форм самого дворца. И именно в парковом оформлении Во - ле- Виконт просматривались черты будущего классического садово-паркового ансамбля: зеленый ковер, водный партер, каналы, гроты, фонтаны, статуи.
Третий этап классицизма во французской архитектуре охватывал последнюю треть ХVII в и знаменовал собой появление строгого стиля классицизма, который во Франции отмечался своеобразным сочетанием классической строгости внешнего оформления с прихотливостью и декоративной перегруженностью интерьера. Основные черты этого стиля, называемого высоким, или строгим, проявились в преобладание горизонтальных членений над вертикальными; в исчезновении высоких вертикальных крыш и появлении единой кровли, маскируемой балюстрадой. В упрощении композиции здания в полном соответствии его внешних размеров величине и расположению внутренних помещений.
Начало нового этапа классицизма ознаменовалось строительством Коллежа четырех наций, учебного заведения, предназначенного для дворянской молодежи присоединенных к Франции областей. В этой постройке архитектор Луи Лево развил принципы классицистической архитектуры в условиях городского ансамбля. Расположив здание Коллежа на левом берегу Сены, Лево развернул
Главные полукружия фасада в сторону реки так, что купольная церковь, являющаяся центом композиции Коллежа оказалась на оси квадратного двора Лувра, расположенного на правом берегу.
Было достигнуто пространственное единство двух выдающихся городских ансамблей, не последнюю роль, в которой сыграла водная гладь реки. Если для барокко характерной стилевой принадлежностью являлись водные статуи фонтанов, т.е. вода в ее подвижном, изменчивом состоянии, то для классицизма таковой являлась водная гладь. Причем ее роль не столько живописна, сколько подчеркивающая горизонталь в фундаменте ансамбля.
Другие статьи:
Развитие музейного дела в XVIII веке
в России
музейный экспонат коллекция искусство культура
Важнейшее значение для понимания музея имеет изучение причин и механизмов его появления и развития. Возникновение музеев нередко связывают с изначально присущей человеку потребностью собират ...
Развенчание «Бактрийского миража»
Еще с XVIII в. европейским ученым были известны монеты высокого качества с удивительно искусно выполненными портретами греческих царей Бактрии. Однако зримых памятников бактрийской культуры, подобных Риму, афинскому Акрополю, или персидск ...
Дорелигиозная эпоха
Религия неизвечна, она представляет собой историческое явление и возникла лишь на определенном этапе развития человеческого общества. Возникновению религии предшествовал дорелигиозный период развития человечества. Весь древний, средний и ...