Дора Коган отмечала: «…живопись импрессионистов воздействовала на искусство Коровина как своего рода катализатор, повышая интенсивность процессов, происходивших в нем ранее». А по словам Бориса Астафьева, «восприимчивость Коровина объяснялась еще, помимо личного темперамента художника, замедленностью тогдашнего темпа русской государственности и быта в сравнении с Западом: возникавший динамический контраст представлялся глазу русского художника, естественно, острее и интенсивнее, чем уже привыкшему к сильным раздражениями глазу западного европейца». Однако высвобождение времени в живописи Коровина не получило такого главенствующего значения, как в системе французского импрессионизма. У Коровина при всем ускорении временного потока пространство и материальность натуры продолжали доминировать и не растворялись в нем.
Следует отдельно разобрать очень важную поездку по Северу Коровина и Серова в августе-сентябре 1894г. Художники почти полностью повторили маршрут Мамонтова, побывав в Архангельске, на Мурмане и в Северной Норвегии. С видами крупных гаваней - "Архангельский порт на Двине" (1894), "Гаммерфест. Северное сияние" (1894-1895) - соседствуют изображения малолюдных становищ ("Мурманский берег", 1894), моря и необитаемых островов. Рядом с широкими панорамами - "Ручей св. Трифона в Печенге" (1894) - интимные, "уголковые" пейзажи - "Зима в Лапландии" (1894); редкий для тех лет натюрморт с рыбой.
Коровин много и увлеченно работал. Итогом этого явилось большое количество этюдов, в которых живописец, по меткому выражению искусствоведа Виктора Никольского, «окончательно постиг чары колорита серебряных оттенков и жемчужно-опаловых мерцаний». Однако если в работах, привезенных из Франции, Коровин выдвигал на первое место чисто импрессионистические проблемы - передачу воздушной среды в какой-то определенный момент, то в северных произведениях образы более устойчивы и (не побоимся применить это слово к порой очень небольшим этюдам) монументальны. Пораженный величественной и могучей красотой Заполярья, укладом жизни людей, которым изо дня в день приходилось бороться за свое существование, мастер старался запечатлеть самые существенные стороны Севера: «Каждый его северный этюд — это переживание, часто не лишенное драматичности и внутренней напряженности, каждое полотно имеет четко выраженный сюжет». Своими работами, привезенными из этого путешествия, Коровин блестяще ответил на постоянные утверждения о его легкомыслии, которые часто высказывались не только художниками старшего поколения, но и его сверстниками.
Другие статьи:
Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина
В коллекции графических изображений пейзажа алтайских художников Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств представлены работы Г.И. Гуркина. Ныне она занимает не только значительную художественную ценность, но представ ...
Рекреационные ресурсы региона
Запад территории занимает Кулундинская равнина, плоская, малыми уклонами. Здесь самое низкое место в крае – 96 м (берег Кулундинского озера). Поверхность Кулундинской равнины представлена бессточными впадинами с округлыми озерами, буграми ...
Травы
На день летнего солнцестояния в северных странах приходится самый пышный расцвет природы. Появляются первые ягоды, в изобилии грибы и в самом соку травы.
В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в но ...