В основу фильма легли уникальные архивные кинокадры из жизни Льва Николаевича Толстого, снятые основоположниками российского кино Александром Дранковым, Жозефом Мейером, Томасом Тапселем, Иваном Фроловым. Материал был отснят в начале прошлого века - 1908 – 1910 годах. В фильме использованы воспоминания членов семьи Толстого, его друзей и единомышленников.
Захватывающая картина "Пассажир поезда № 12" – это история не только о гениальном русском писателе Льве Толстом, но и о его эпохе, о людях, которые видели живого гения, говорили с ним, сопровождали его в последний путь до станции Астапово, где оборвалась его жизнь.
Дранков – один из операторов, бывший петербургский фотограф, всего лишь увлекался кино. Однако, сумел прославиться сенсационными съемками «царствующих особ» и крупных российских чиновников.
Александр Дранков хитростью проник в Ясную Поляну и снял там Льва Николаевича Толстого методом «скрытой камеры». Оператор сумел войти в доверие к писателю и получил разрешение фиксировать на пленку его жизнь. Фильм «День 80-летия графа Л.Н.Толстого», смонтированный из кадров этой толстовской кинохроники, произвел настоящий фурор. Позже съемки Дранкова - любителя лягут в основу кино Марка Осепьяна и Владимира Македонского.
Сценарист фильма «Пассажир поезда №12» - Марк Волоцкий - выбрал для изложения материала необычную, интересную форму. О жизни графа Толстого рассказывает некий В. Коненко пассажир экспресс-поезда, движущегося из Парижа в Берлин. Рассказчику однажды посчастливилось сопровождать группу операторов, снимавших Льва Николаевича в его имении Ясная Поляна. Коненко – бывший корреспондент российского журнала «Сине-фоно» рассказывает и о себе, о том, как покинул Россию в годы кровавой революции. Рассказ пассажира экспресс-поезда о жизни Толстого начинается с 1908 года и так, постепенно, рассказчик охватывает все последние годы жизни графа.
В фильме авторы используют и собственные съемки. Неожиданно для зрителя в черно-белую кинохронику вклиниваются цветные кадры, на которых изображен кабинет Льва Толстого. Это съемки наших дней. С момента смерти писателя-гения прошло 90 лет, а вещи в его кабинете остались на своих местах. Режиссер показывает то место, где жил и работал Лев Николаевич.
Однако, эти цветные кадры «бьют по глазам» зрителя. На мой взгляд, использование цветного видео в монохромном фильме «Пассажир поезда №12» не уместно.
Используют режиссеры в фильме еще один вид видео – сепия. Сепия – это коричневая окраска монохромного снимка, придающая ему вид старой фотографии. За счет использования подобного эффекта у зрителя создается впечатление таинственности и древности материала.
Сложно однозначно отнести монтаж фильма «Пассажир поезда №12» к какому-то определенному виду. В чистом виде не используется ни один из известных видов монтажа. Можно отметить как последовательный монтаж, так и интеллектуальный.
Поскольку режиссер последовательно год за годом рассказывает зрителям о жизни графа Толстого, то монтаж фильма можно отнести к разряду последовательного. Однако, встречаются в киноленте моменты, смонтированные по принципу интеллектуального монтажа. Так, например, смонтированы эпизоды, в которых Борис Плотников (голос за кадром) озвучивает мысли Льва Николаевича, записанные в его дневнике. В этом случае видеоряд строится на отвлеченных кадрах.
Встречается в киноленте также построение видеоряда по принципу сравнительного монтажа. Чередуя кадры, режиссер демонстрирует зрителю холеных, разряженных графских внуков, позирующих оператору и неопрятных, грязных крестьянских детей. Подобный вид монтажа создает особое эмоциональное состояние у зрителя. Наверняка, этого и добивался режиссер в данном случае.
Другие статьи:
Риторика. Филология. Литература
XV век стал эпохой интенсивного развития всех гуманистических дисциплин. Черты нового ярко проявились не только в этике, педагогике, историографии — значительные перемены произошли также в риторике и филологии. Их главным языком все еще о ...
Многообразие подходов к определению культуры. Понятие культуры
В культурологии сущ разные подходы к определению культуры. В связи с этим сформир разные концепции культуры: 1. Антропологическая считает, что культ присуща не только людям, но и животным.; 2. Аксиологическая – совокуп матер и дух ценност ...
Психология человека и суеверие
Многие психологи утверждают, что человек придумал три мифа. И один из них – миф о том, что где-то за человека уже кто-то решил его дальнейшую жизнь и расписал ее по пунктам, следовательно, от самого человека мало что зависит в его же жизн ...