Кантами в то время называли трехголосные куплетные песни (лат. cantus-пение, напев, песня). Содержание кантов было самым разнообразным: раздумья о жизни и смерти, картины природы, восхваление исторических личностей, выражение человеческих чувств. Пели их небольшие ансамбли.
Самой сложной формой русской музыки XVII века был хоровой "духовный концерт". Слово "концерт" означает "соревнование", или, как говорили тогда, "борение". Кто же "боролся" в этом пении? Иногда из общего числа певчих выделялся ансамбль солистов, которые пели попеременно с большим хором. А иногда одна хоровая партия как бы вступала в спор с другой - альты с дискантами или тенора с басами. Но чаще всего композиторы той эпохи писали концерты, в которых состязались несколько хоров.
Но точнее будет сказать, что они не состязались, а разговаривали между собой. Духовный концерт представлял собой диалог, а не борьбу хоров. Очень часто создавался эффект эхо. Певцы "разговаривали" пением, музыкой. Это был особый разговор, душевный, идущий от сердца. Представьте, во время концерта певчие выстраивались похорно, один хор на небольшом расстоянии от другого. Получался стереофонический эффект. Тогда это называлось антифонным пением (дословно "противозвук"). Причем в таком пении русские певчие достигли огромных вершин. Композиторы писали концерты для трех и более четырехголосных хоров.
Из всего сказанного следует, что музыка в Древней Руси жила во всех слоях населения: и бедных, и богатых. Русский человек всегда жил не столько разумом, сколько душой. А душа "просила", "требовала", "приказывала" петь, страдать, сопереживать.
Другие статьи:
Пермь
Екатеринбург
Болгария
Курган, Уфа
Барнаул, Заринск
Позитивным психолого-педагогическим условием успешной работы коллектива является всесторонняя поддержка всех его членов художест ...
Ионический ордер
Зародившись в Малой Азии, ионический ордер (рис 2) развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы — малоазиатская и аттическая.
Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттич ...
Особенности житейского знания
Житейское знание не систематизировано. Оно включает в себя необъятную массу сведений, многие из которых получены случайно, логически между собою никак не связаны и зачастую противоречат друг другу.
модель культура духовный мораль ...