Начало музеефикации памятников науки и техники относится к XVIII веку, когда появились коллекции научных приборов. Собираемые любителями ранние технические коллекции включали в себя широкий набор практических и научных предметов — замки, ключи, осветительные приспособления, часы, музыкальные инструменты, глобусы, астролябии, навигационные инструменты, машины, автоматы, механические часы, телескопы, микроскопы, электрическое оборудование, научную аппаратуру, инвентарь и инструментарий, который применяется в математике, медицине, астрономии, химии, физике.
В XVIII веке во многих европейских государствах возникают академии наук, в России это событие приурочено к 1724 году – образована Академия наук в Санкт-Петербурге.
Некоторые европейские академии получали под свое управление музеи, как это было в Петербурге, в ведение Академии была отдана Кунсткамера, что содействовало развитию и науки, и музейного дела. Здесь в 1741—1765 гг. работал М.В. Ломоносов. "Любопытные" и "умелые", как называли себя члены академий, рассматривали знания как средство возрастающего контроля человека над силами природы и воспитания человеческой изобретательности. Широта их интересов была энциклопедической и охватывала как экспериментальную философию (так называли моральные и природоведческие науки), так и историю, литературу, а также неоформленные в самостоятельные дисциплины археологию и этнографию. Для научных исследований было необходимо все: библиотеки, ботанические и зоологические сады, исследовательские лаборатории и, наконец, музеи — для изучения и классификации созданного человеком и природой. Важную роль в разработке этих наук сыграли собрания предметов, называемые "кабинетами". Основанное с целью изучения природных богатств и экономики России Вольное экономическое общество (Санкт-Петербург, 1765) собирало коллекции лучших образцов сельскохозяйственного и ремесленного инвентаря, продукции сельского хозяйства и пчеловодства, а также минеральные, ботанические и зоологические коллекции. В России представление о мемориальной ценности предметов, характеризующих развитие науки и техники формируется начиная с XVIII века, тогда же образуются первые коллекции. Орудия труда, научные приборы и инструменты, модели, чертежи, рисунки и документы встречались в коллекциях Петра I, Я.В. Брюса, А.П. Волынского, Д.М. Голицына, Ж.Н. Диделя, Г.Ф. Миллера, А.И. Мусина-Пушкина, В.Н. Татищева и др., хранились в Петербургской кунсткамере, в Архиве Академии Наук, Эрмитаже, при Шляхетском кадетском корпусе, в Музее натуральной истории и камере моделей Московского университета, Минералогическом кабинете Вольного экономического общества, в также в первых ведомственных и отраслевых музеях: Модель-камере и Рудном кабинете при Берг-Коллегии, Музее истории оружия при Тульском оружейном заводе и др. Коллекции и музейные собрания в это время не были стабильными. Например, открытый в 1782 году музей при Горной школе в Иркутске в конце десятилетия пришел в полный упадок после отъезда его организаторов – Э.Г. Лаксмана и А.М. Карамышева. Но уже тогда в конце XVIII века была осознана необходимость сохранения не только редких, необычайных, художественно-ценных вещей, но и характерных памятников науки и техники. Диковинки и раритеты, естественно-научные материалы предписывалось собирать специальными указами Петра I, инструкциями для участников многочисленных академических экспедиций, несколькими анкетно-статистическими опросами. В последней четверти XVIII века появляются общедоступные пособия типа "Краткого наставления для охотников до натуральной истории, желающих собирать всякие натуральные вещи для Императорской Академии Наук". Основными источниками комплектования фондов музеев в это время и позднее являлись закупки коллекций и отдельных предметов у зарубежных и отечественных коллекционеров, а также целенаправленная деятельность научных экспедиций по сбору естественно-исторических, археологических, этнографических и других коллекций. Фонды пополнялись путем дарений, конфискаций, обменов с музейными и научными учреждениями, за счет предметов, присылаемых для рассмотрения, изучения и экспертизы (Вольное экономическое общество).
Другие статьи:
Культура мышления и общения
Эффективность мышления человека зависит:
- от природной интеллектуальной одаренности индивида;
- от воспитания, обучения, самообразования, жизненного опыта, т. е., в конечном счете, от его приобщения к культуре.
Личность, осваивая куль ...
Концепция культуры XVIIв
На смену Ренессансу прихоит Новое время(17-18вв.). В 17в. в передовых странах Европы – Голландии и Англии – происходят буржуазн. рев-ции, кот. открыли простор для развития капит-х отнош-й. ПобедаРеформации(протестантизм против катол. церк ...
Культура речи
Культура речи - умение наиболее эффективным образом использовать коммуникативные функции языка. Культура речи определяется двумя основными факторами:
1) соблюдением общепринятых языковых норм;
2) особенностями индивидуального стиля речи ...