Итак, IX – начало XII в. были для Киевской Руси периодом мощного культурного подъема. Древнерусский народ вместе с другими народами Европы стоял у колыбели европейской цивилизации. Киевская Русь явилась одним из преемников и хранителей (синтезированного в неповторимых ментальных мировоззренческих и культурных формах) идейного наследия античного мира и Византии. Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния: византийское, южнославянское, романское, Киевская Русь создала свое самобытное религиозно-нравственно ориентированное искусство. За относительно недолгий срок сложились самостоятельные виды и стили архитектуры, изобразительного искусства, церковной музыки. Ни с чем не перепутаешь строгий монументальный стиль старорусского культового зодчества. Трогает душу знаменный распев, складывающийся на основе диатонических «гласов» (с крюковой нотацией). Впечатляют линеарность, лаконизм и целомудренная духовность в изобразительном искусстве (иконопись и фрески), возвышенно-героическая образность древнерусской художественной словесности (славянский эпос, былины, летописи, жития святых, ораторская проза и т.п.).
Крещение языческой Руси произвело глубокие изменения в ментальных, духовных основах русско-славянской культуры. Православное христианство стало не только ведущим мировоззрением людей рождавшейся в муках самобытной цивилизации, но и подлинной школой глубинного гуманизма и общеславянского единения, которое в большей степени представляло собой духовный порыв, высокое стремление, нежели реальное явление.
В.О. Ключевский писал: «Замечательно, что в обществе, где сто лет назад еще приносили идолам человеческие жертвы, мысль уже училась подниматься до понимания связи мировых явлений. Идея славянского единства в начале XII в. требовала тем большего напряжения мысли, что совсем не поддерживалось современной действительностью. Когда на берегах Днепра эта мысль выражалась с такой верой и уверенностью, славянство было разобщено и в значительной части своего состава порабощено».
После смерти Ярослава Мудрого (1054) началось дробление Руси на удельные княжества. Однако это не приостановило развития культуры, в котором все большую роль играли города. В XII – начале XIII в. на русских землях появились свои культурные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, смоленская и др.
Нарастало соперничество возникавших культурно-цивилизационных регионов, которые со второй половины XII в. стали все заметнее дистанцироваться от Киева. В удельных княжествах складывались местные художественные традиции, архитектурные школы, литературные направления, охватывавшие древние жанры словесности (летописание, эпос, патерики и т.п.).
Архитектура. Политический и культурный центр Древней Руси постепенно перемещался в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) Русь.
Во Владимиро-Суздальском княжестве в середине XII в. возводились небольшие одноглавые храмы, напоминавшие новгородские постройки (церкви Спаса Преображения в Переяславле-Залесском, Святых Бориса и Глеба в Кидекше, храмы в Юрьеве). Но в годы княжения Андрея Боголюбского (1157– 1174) во владимиро-суздальском зодчестве рельефно проявились существенные особенности. Стремясь укрепить свою власть и претендуя на главенство среди русских князей, А. Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир, и его политические претензии нашли выражение в пышных, величественных постройках. Грандиозный Успенский собор (главная святыня г. Владимира) с пятью золочеными главами и галереями, богато украшенный резным камнем, соперничал в богатстве с Софией Киевской. Дмитриевский собор (домовая церковь князя) был меньше по размерам, но сверху донизу украшен искусной резьбой, за что получил название «поэма в камне».
Другие статьи:
Альтернативные способы изготовления барельефа
Барельеф, используемый мной в работе, можно изготовить различными способами литья. Необходимо проанализировать их, чтобы выбрать наиболее подходящий.
Литье по выплавляемым моделям.
Универсальный способ получения художественных отливок л ...
Предметный мир Классицизма конца XVIII века
Характеризуя барокко и рококо можно сказать, что эти стили отличались господством изогнутых, волнистых линий в предм-м мире, то в конце XVIII в. возник. вновь интерес к ант-ти. В это время ведутся большие археолог-е раскопки, пишутся науч ...
Развитие украинского музыкального искусства
Наиболее приметным явлением музыкальной жизни Галичины в XIX ст. была дьяко-учительская школа в Перемышле, открытая в 1818 г. по инициативе греко-католического епископа И. Снигурского и ставшая базой для формирования так называемой перемы ...