В первые века новой эры буддизм и индуизм в Индии развивались параллельно, причем их философский спор был главной движущей силой. Буддизм оказал серьезное влияние на индуизм, особенно в его теоретической части. Индуистская школа ньяя оформилась не без воздействия буддийской логики, а индуистская веданта – под влиянием буддийской философии мадхьямики. Также буддизм сыграл не последнюю роль в уменьшении кровавых жертвоприношений в индуизме. До XI в., когда буддизм полностью ушел из Индии, общие духовные традиции были тесно взаимосвязаны и влияли друг на друга. Будда стал одним из индуистских божеств, а все индуистские боги вошли в буддийский пантеон. Последним расцветом буддийского искусства в Индии был период правления Гуптов.
Для поклонения божествам в Индии возводили храмы. Первые (бхагаваитские) появились III–II вв. до н.э. Зодчие в Индии вырубали храмы в монолитных скалах и пещерах, украшали скульптурными фризами открытые поверхности скал. В некоторых пещерных комплексах, например в Элоре, соседствовали буддийские, джайнские и индуистские святилища. В период правление династии Гуптов появилась новая архитектурная традиция, воплотившаяся в формах храмов. Сложилось два стиля храмовой архитектуры. Они отличались внешним видом башни перекрытия – шикхара. В северной индоарийской части страны отдавали предпочтение башне гладкой пирамидальной формы с округлой вершиной, увенчанной острым шпилем (калаша) на плоском каменном диске (амалака).
В отличие от северной нагара-шикхары на юге в архитектуре утвердилась дравида-шикхара, которая вздымалась вверх ступенчатой пирамидой.
Внешний вид некоторых храмов напоминал колесницы богов, поэтому они назывались колесницами-ратхами. Истинный взлет зодчества – город Виджалнагар (XVI В.)
Южная Индия – музей храмовой архитектуры. В каждой области есть храм, с которым связана какая-нибудь легенда или там хранится статуя божества, его символ, обладающий чудодейственной силой. Внутри и снаружи храмы покрыты скульптурной резьбой, орнаментами, фигурами богов, героев, танцоров и музыкантов. В реалистических картинках и символах показаны разные стороны жизни людей и богов. Храм, построенный с учетом всех требований ритуала, – олицетворение тела того божества, которому он посвящен. Изображение божества – джива (душа) храма. Алтарь – символ вселенной, состоящей из 5 элементов (панчабхута): земля, вода, огонь, воздух и эфир. В основе храма заложена мандала. Это условное изображение вселенной. Она бывает в форме летящего сокола, большой черепахи или языка огня. Сердцем храма является комната-святилище (гарбхагриха), где царит полумрак, там находится символ божества. Святилище может быть отдельно от зала для верующих (мандапа). В храмах на юге Индии также есть святилище и для супруги божества. В некоторых храмах есть брачный зал (кальянамандапа), где в праздники проходят встречи бога и богини.
Храмы составляют неотъемлемую часть индийских пейзажей.
Особенностью индийских храмов является эротическая скульптура, что всегда озадачивает иностранцев с Запада, так как многие наслышаны о строгости нравов на Востоке, твердости божественных обетов и отказе от мирских радостей. В селении Кхаджурахо (Центральная Индия) в сохранившихся храмах скульптуры представляют нескончаемую череду проявлений сексуальной практики. Архитектурные сокровища храмов – шедевры, рожденные вдохновением зодчего, имеющие совершенную планировку. Но главное здесь – множество воплощенных в камне влюбленных пар, существ небесной красоты. Это уникальные творения лучших мастеров средневековой Индии. Как же появились эротические мотивы в храмовом искусстве? У индийских ученых нет однозначного ответа. Есть несколько предположений, главным из которых является то, что встреча мужчины и женщины на ложе любви – проявление служения богу со стороны обоих, то храмовые скульптуры образ достижения высшей духовности.
Другие статьи:
Экзистенциалистская концепция культуры
Экзистенциализм – философия жизни. Это направл получ распростр в 30-60 гг. XXв. В странах Западной Европы. Классиками счит. М. Хайдегер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю. Экзистенциализм возник как реакция на кризис гумманизма, как выраз со ...
Гуманизм эпохи Возрождения
Главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм.
Основателем гуманизма и всей ренессансной культуры стал итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Он первым заговорил о повороте культуры к античности. Петр ...
Функции культуры
Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе, или, иными словами, определенного рода работу, которая требуется от него в интересах системы в целом. Можно по-разному выделять ...