Их расположение связано с разными периодами жизни Будды: восточная – с его рождением, южная – с просветлением, западная – с распространением буддизма, северная – с уходом Будды в нирвану. Как и в Индии, растительные орнаменты и изображения животных являются непременным дополнением. В III в. до н.э. Возводились гигантские сферические или колоколообразные дагобы из кирпича, например, Тхупарама. Другой вид – небольшая ступа, установленная на платформе, к которой ведут лестницы с четырех сторон. Характерная деталь – лунный камень – полукруг, украшенный полосами рельефов вокруг изображения листа лотоса. Такая ступа (четия-гхара) – объект поклонения как напоминание о нирване Будды. Бодхи-гхара и асана-гхара – ещё два вида буддийской архитектуры в Шри-Ланке. Бодхи-гхара сооружение, возведенное вокруг дерева Бо. В асана-гхара почитается пустой трон – символ первой проповеди Будды. Эти буддийские символы играли большую роль в искусстве Индии, но лишь в Шри-Ланке были воплощены в архитектуре. В конце периода Анурадхапури возник новый тип сооружений – Дом Статуи для скульптур, изображающих Будду, здесь верующие размышляли об учении. Сидящий, стоящий и лежащий Будда – основные мотивы скульптуры Шри-Ланки. Возводили статуи огромных размеров. Например, статуя лежащего Будды в Полоннаруве (XII в.) достигает 15 метров в длину. Влияние индийского искусства прослеживается в самом грандиозном ансамбле острова – царской резиденции Сигири (Львиная скала). Один из царей Шри-Ланки превратил скалу в величественное сооружение – огромный сидящий лев упирался мощными передними лапами в равнину. Лев в искусстве Индии и Юго-Восточной Азии символ царской власти, а в буддизме – сам Будда. Поверхность скалы украшена великолепными росписями – фигурами небесных танцовщиц. Яркий растительный орнамент придает изображениям ещё большую нарядность. Комплекс Сигири представляет собой уникальный, своеобразный и самобытный ансамбль, он оказал значительное влияние на искусство Юго-Восточной Азии.
В Индонезии с распространением буддизма усилилось влияние индийской культуры. На о. Ява храм называют чанди. Он состоит из цоколя, святилища, где находится изображение божества, и пирамидальной кровли. С одной или с двух сторон расположен вход-портал. Рельефы, украшающие храм, размещены на портале, который завершается калой – маской, напоминающей львиную голову. Выдающимся памятником буддийской архитектуры является Боробудур – архитектурный комплекс в Центральной Яве (VIII–IX вв.). Боробудур олицетворяет гору богов Меру – центр Вселенной, а также символизирует восхождение наверх, отражая учение о пути к истине и просветлении. Этой идее вторит ступенчатое убранство ансамбля. В сценах на нижних ярусах – земная жизнь Будды. Рельефы, украшающие следующие ступени – изображения бодхисаттв. Статуи сидящего Будды на круглых террасах – олицетворение духовного совершенства.
Венчающая композицию большая ступа – высшая ступень познания мира. Перед посетителями разворачиваются страницы грандиозной иллюстрированной книги буддизма. Великолепный ансамбль Боробудур – уникальный пример совершенного воплощения религиозной идеи в искусстве.
Другие статьи:
Системное построение культуры
В культорологии выдел 2 осн-х вида К.: 1. Матер.; 2. Дух-я. Главным критерием, разгранич этих культур явл не форма сущ-я, а хар-р потребностей, на удовлет кот направлены культ ценности. Матер культ удовлет матер потребности чел в еде. Дух ...
Развитие украинской культуры в эпоху социализма
Советская У. л. развивалась под благотворным воздействием освободительных идей великой русской лит-ры, в особенности — социалистических идей русской пролетарской лит-ры, её величайшего представителя, основоположника, гениального писателя ...
Орудия и металлообработка
На раннем этапе развития культуры орудийный комплекс составлен из камня. Волосовцы с большим по тем временам мастерством выделывали шлифованные и обработанные тончайшей отжимной техникой каменные орудия; на Волосовской стоянке оказался да ...