Развитие физической культуры и спорта в советской Татарии непосредственно связано с деятельностью местных органов управления военно-физической подготовкой населения и бойцов РККА. Согласно декрету от 18 апреля 1918 г. "Об обязательном обучении военному искусству" и постановлению Совета Рабоче-Крестьянской обороны "Об организации всеобщего военного обучения трудящихся" (Всевобуч), одной из важных задач явилось создание военно-спортивных клубов. В 1919 г. таких военно-спортивных клубов и обществ насчитывалось 29. В этом же году по инициативе Всевобуча в Казани были проведены: 1-е собрание инструкторов по физическому воспитанию и допризывной подготовке и Казанская губернская спортивная конференция, которые инициировали создание первого руководящего органа в Татарии - Казанского губернского спортивного союза. На 15 апреля 1921 г. в Казанской губернии функционировало свыше 30 спортивных обществ и организаций. 2 сентября 1923 г. было принято постановление СНК ТАССР о создании Высшего Совета ТАССР на правах постоянной комиссии "…для согласования и объединения научной, физической культуры (ВСФК), учебной и организационной деятельности различных ведомств и организаций ТАССР по физическому воспитанию и развитию трудящихся". ВСФК стал первым государственным органом управления физкультурным и спортивным движением в Татарстане. В процессе поиска новых методов и содержания обозначились различные концепции теоретических, методических и организационных основ системы физического воспитания. Наибольшее распространение получили системы театрализованной (индустриальной) и медицинской (гигиенической) гимнастики; система "Спартак"; так называемая советская система физкультуры, скаутское движение и др. В этой сложной обстановке физкультурное движение возглавил комсомол. В течение 1922-1924 гг. были созданы спортивные организации "Муравей" (Москва и Московская губерния), "Спартак" (Петроград, Украина, Закавказье), "Красный джигит" (Средняя Азия), "Красный молодняк" (Белоруссия).
В период 1923-1925 гг. аналогичная организация - "Комсомольский спортивный флот" - была создана также и в ТАССР. Комсомолом в Татарстане было принято решение о создании молодёжной организации полувоенного типа и подготовке комсомольцев к службе во флоте, что явилось ответом комсомольцев-физкультурников на призыв Коммунистической партии и правительства о необходимости создания и укрепления Военно-Морских Сил страны. Структура комсомольской спортивной организации Татарстана была такова: каждый спортивный кружок представлял "военное судно" (дредноут), ему присваивалось название какого-нибудь из славных морских кораблей - "Марат", "Аврора", "Парижская коммуна" и т.д. Членов этого общества называли спортвоенморами, они носили бескозырки с названием своего "военного судна" или же отличительный нарукавный знак. "Суда и корабли" - спортивные кружки - входили в состав районных или кантонных "Эскадр", которые и составляли массовую организацию - "Комсомольский спортивный флот" Татарской республики. Занятия спортвоенморов проводились по специальной программе, которая предусматривала физическую тренировку, специальную подготовку будущего военного моряка, политическое воспитание.
Деятельность "Комсомольского флота" получила высокую оценку на 8-м Всетатарском съезде РКСМ, проходившем в феврале 1925 г. В открытии съезда участвовала делегация "Комсомольского флота" в составе 380 спортвоенморов. Стройными рядами, подтянутые, в бескозырках, они под звуки оркестра вошли в зал и приветствовали участников съезда [2, с. 21-22]. "Комсомольский флот" в развитии физкультурного и спортивного движения сыграл, несомненно, положительную роль. Достижения Татарстана и новая форма работы были высоко оценены на 1-м Всесоюзном совещании профессиональных союзов страны по физической культуре.
Таким образом, процессы институализации субъектно - объектных отношений в физической культуре и спорте в Татарстане зарождаются во второй половине ХIХ в. и в своём развитии обнаруживают два периода. 1-й период (1860-е - 1917 гг.) отмечен тем, что физическая культура имела две формы организационно-структурного построения: государственную (в школах, учебных заведениях, армии) и самодеятельную, организованную по принципу частного предпринимательства. В этот период динамике развития ценностного потенциала физической культуры и спорта были присущи процессы диффузии (взаимопроникновения) и аккумуляции (обогащения) средств, форм и методов занятий физической культурой, появляется основа субъектно-объектных отношений в физической культуре и спорте.
Другие статьи:
Особенности личных и рабочих отношений в русской и
немецкой культурах
Нет никаких сомнений в том, что немцы и русские по-разному строят свои отношения в личной и рабочей сферах. В отличие от немцев русские более склонны соединять вместе личные и рабочие интересы. Личные связи могут играть едва ли не решающу ...
Образ техники в культуре
Этот образ техники определяет отношение «простых людей» к ней и к ее применению, престижность труда специалистов в области в техники, заботу общества о ее совершенствовании, духовную атмосферу, в которой она развивается.
В античные време ...
Специфика восприятия и мышления в традиционной культуре
Впервые вопрос об особенностях восприятия, познания и мышления в традиционных (архаических) культурах поднял еще Э. Тайлор в «Первобытной культуре». Он провел аналогию между фантазией дописьменных народов и детей в цивилизованном обществе ...