Интерес к магии, мистике и индивидуалистической философии в Римской империи объяснялся общим кризисом античной системы ценностей. Человек утрачивал надежду на то, что как полноправный член общины свободных граждан, он может ждать от государства поддержки и защиты. Оставалось жить, полагаясь только на собственные силы. Такова идея стоиков – популярной в Риме философской школы. Она воспитывала спокойствие перед лицом смерти, душевное равновесие при столкновении с враждебным миром. Этому учил и Сенека («Нравственные письма к Луцилию»).
В такой ситуации наилучшим выходом стал путь индивидуального спасения, предложенный христианством. Люди полу- Чили твердую веру в поддержку со стороны великой божественной силы, единой и всеохватывающей, а потому бесконечно могущественной. В христианстве было много чудесного и мистического. Семена новой веры легли в хорошо удобренную почву. Однако монотеизм и мессионерские установки ранних христиан сначала стали причиной их преследования римскими цезарями. Тем не менее уже с 313 г. н.э. при императоре Константине христианство получило статус официальной религии Рима. Настал час испытания властью. Установив к концу IV в. (благодаря законам Феодосия и Грациана) религиозную монополию, римская церковь порой допускала проявления варварства: то тут, то там фанатики сжигали книги, уничтожали языческие храмы, использовали колонны античных сооружений для строительства базилик. И все же с христианством связаны неоспоримые положительные изменения в духовной культуре, создание новых канонов в искусстве.
Раннехристианское искусство до IV в. н.э. представлено настенной росписью римских катакомб (место древнейших христианских захоронений) с использованием символов: рыба означала Христа; стадо овец – истинных христиан; голубь – Святого Духа; птица Феникс – бессмертие. В то время популярным сюжетом было изображение Христа в образе доброго пастыря, пасущего стадо овец, т.е. заботящегося о душах верующих или спасающего заблудших. Образы Христа и Марии в период раннего христианства чем-то напоминали античные мифологические персонажи. Но постепенно исчезал пейзаж (и всякий земноподобный фон), фигуры лишались телесности; любование материей заменялось постижением духа. Эстетические идеалы и нормы античной культуры уходили в прошлое.
В IV–V вв. н.э. в раннехристианском искусстве влияние античности еще сохранялось, однако процесс пересмотра ее канонов продолжался. Можно сказать, что с переменным успехом происходила борьба между условностью и чувственностью, назидательностью и занимательностью изображений. В ходе целенаправленного экспериментирования шел поиск наиболее выразительных средств для утверждения христианских идей.
При императоре Константине уже велось строительство христианских храмов – базилик (собор Святого Петра), многие конструктивные и декоративные элементы которых нам знакомы по римским языческим прототипам (базилики Ульпия и Максенция). Правда, в отличие от античного сооружения красота и величие свойственны больше внутреннему пространству раннехристианского храма. Кроме базилик строились центрические сооружения – мавзолеи и баптистерии (культовые постройки для крещения) и т.п. На место скромных аллегорических образов катакомб приходят грандиозные сцены и сюжеты из Библии. Пышность, величавость здесь сочетаются с символизмом и намечающейся условностью. В скульптуре наибольшего развития достигает миниатюра, в живописи используются орнаментально-пейзажные изображения. Рельефы становятся все более плоскостными, условными и символичными.
Другие статьи:
Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс
Рассмотренная последовательность типов знаковых систем не случайна: она в общем и целом соответствует историческому развитию человеческой культуры. Примерно в этой последовательности они появлялись в культуре, причем каждый последующий ти ...
Середина XIX века
До 1840-х гг. русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением В ...
Боги Древнего Египта
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, з ...