В культурологии, как и в других науках, следует различать эмпирическое и теоретическое знание.
Основным средством добычи эмпирического знания в культурологии являются наблюдения. Данные наблюдений собираются в этнографических экспедициях, имеющих целью изучить малоизвестные этнические культуры, в опросах, беседах, интервью, в непосредственном изучении различных явлений культурной жизни общества – произведений искусства, обрядов, ритуалов и т.д. Большое значение в сборе фактического материала, образующего эмпирический слои культурологических знаний, имеет изучение исторических источников – архивных документов, мемуаров, археологических находок и пр.
Но научное знание на эмпирическом уровне дает, главным образом, лишь феноменологическое описание изучаемых явлений. Феноменологическое описание констатирует факты, не объясняет их. Чтобы понять сущность изучаемых явлений необходимо перейти на теоретический уровень познания. Характерной особенностью научных теорий является то, что в них создаются только схематические образы изучаемых явлений. В теории выделяются и описываются лишь их наиболее важные, существенные черты (например, «идеальный газ» в физике).
Учитывая сказанное, попробуем использовать в качестве вспомогательного средства описания культуры ее трехмерную «физико-геометрическую» модель, в которой она уподобляете «веществу», заполняющему «культурное пространство.
- Трехмерная модель культуры
- Сфера житейских знаний
- Особенности житейского знания
- Особенности рационального и иррационального мышления
- Некорректность противопоставления духовной и материальной культуры
- Мифология и религия
- Искусство на заре человечества
- Функции искусства
- Художественный образ
- Философия и наука
- Философия и религия
- Философия и искусство
- Функции философии
- Соотношение социальной культуры с духовной
- Типы морали
- Правовая культура
- Политическая культура
Другие статьи:
Понятие художественного стиля
Определение стиля. История художественной культуры представлена сложной преемственностью типологически схожих эстетических форм, увенчанных синтетическими стилями. Приобщаясь к ним, мы как бы открываем для себя новые чудесные миры. Для на ...
Резьба в декоре предметов быта
В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования бытовых предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер домовой резьбы. Ткацкие станки, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые пре ...
Корин Павел Дмитриевич
Корин Павел Дмитриевич (1892-1967), русский художник. Родился в Палехе 25 июня (7 июля) 1892 в семье иконописца. В 1912 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1916. Среди его наставников были К.А.Кор ...