В традиционном обществе в условиях примитивной хозяйственной деятельности и социокультурной статичности венцом социализации был обряд инициации подростка во взрослое состояние. Коллективный опыт передавался через устную речь, житейскую мудрость и опытность, которые пропорциональны возрасту. В основе традиционного воспитания лежали наблюдение, подражание, участие. Так осваивались труд, культурные ритуалы, обычаи, религия. Важным средством передачи традиции были ганцы, музыка, фольклор. Через них осваивались общепринятые нормы и ценности.
В современном обществе индивид получает возможность широкого выбора осваиваемых ценностей из культурного наследия и из современной культуры. Семья, друзья, школа и т.д. определяют содержание мировоззрения, знаний, опыта, идеалов, интересов индивида. Огромное значение для особенностей социализации, имеет классовая принадлежность индивида. В результате потребления культуры индивид становится личностью. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям и к миру в целом.
Социально однородное первобытное общество рождает тип культуры, единый для всех его членов. А общество социально неоднородное формирует разные субкультуры в целостном культурном пространстве.
В средневековой культуре Европы различают четыре культурных слоя (субкультуры): крестьянский фольклорный, во многом сохраняющий традиции языческой культуры первобытности, религиозную субкультуру храма и монастыря; светскую субкультуру замка и дворца (рыцарская, придворно-аристократическая, политизированная, этизированная, эстетизированная), субкультуру города (бюргерская культура ремесленников, торговцев, представителей интеллигенции).
В одной и той же социальной среде возможен широкий разброс уровней и качеств культуры в разных людях. Этот разброс был минимальным в традиционных культурах, поскольку общий культурный минимум был обязателен для всеобщего усвоения в той ил» иной общественной среде. Различия обуславливались и индивидуальными, но в большей степени социально-групповыми факторами. Социальное и культурное сливалось и становилось мало различимым.
Другие статьи:
Взаимосвязь Сросткинской и Басандайской культуры
Период развития средневековья в истории юга Западной Сибири является наиболее важным этапом в формировании современных коренных народов, проживающих на этой территории. В начале II тыс. н.э. в Новосибирском Приобье происходит смена населе ...
Алфавитный каталог, его функции, назначение, организация
Алфавитный каталог, в котором библиографические описания произведений печати располагаются в порядке алфавита фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов, и заглавий произведений, является обязатель ...
Важнейшие особенности древнегреческой культуры
Перечислим важнейшие особенности древнегреческой культуры.
1) Космизм (космоцентризм, космологизм) от греч. kosmos - организованный мир, вселенский порядок. Имеется в виду восприятие мира как живой и упорядоченной целостности, частью кот ...