Натюрморт – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной.
На протяжении многовековой истории изобразительного творчества шло формирование натюрморта как самостоятельного жанра.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Рисунок неподвижной натуры, какой является натюрморт, позволяет разобраться в необходимых закономерностях рисования с натуры. Наблюдая предметы в пространстве, мы видим и в дальнейшем учитываем их трёхмерность. Каждый из предметов должен быть согласован с другими, необходимо также сравнить силу тона световых и теневых частей на предметах из различного материала.
Весь процесс рисования натюрморта можно разделить на следующие этапы:
1 – Предварительный анализ объёма изображения. На данном этапе анализируются пропорциональные соотношения, то есть находятся границы натюрморта.
2 – Композиционное размещение изображения на листе. Когда с учётом пропорций были определены границы натюрморта в листе, находятся границы и пропорциональные соотношения каждого предмета в отдельности.
3 – Конструктивный анализ формы и её перспективное построение. Когда найдено место в листе каждому предмету натюрморта, чётче прорисовывается каждый предмет, принимая во внимание то, что каждый предмет несёт в себе основу какой-то геометрической формы. Рисунок делается с учётом перспективы.
4 – Выявление объёмности предметов с помощью светотени. На данном этапе определяется, где в натюрморте свет и тень. Тень со всеми полутонами заштриховывается карандашом. При детальной прорисовке необходимо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Внимательно прорисовываются тени, падающие от деталей. Такая проработка формы поможет сделать рисунок убедительным и выразительным.
5 – Обобщение рисунка. На данном этапе производится анализ тоновых отношений предметов натюрморта, определяя общий тон, различные оттенки тона на свету, в тени, в полутени на переднем и заднем плане. Необходимо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (чёрными) и не выпадали из рисунка.
Натюрморт с натуры позволяет полнее раскрыть основные положения реалистического рисунка, заострить особое внимание на особенностях перспективы, глубже усвоить принципы линейно-конструктивного изображения формы.
Другие статьи:
Деятельность Джуджетто Джуджаро
Проф-ую деят-ть начал в 17 лет как дизайнер автомоб-ой промышл-ти - сначала в Центре стиля фирмы "Фиат",затем на кузовных фирмах "Бертоне" и "Гиа". С 18 г. возглавляет собственную дизайнерскую фирму (первонач ...
Конгресс иксид 1975 года в Москве и практический семинар «Интердизайн-71» в
Минске
Предстояло подготовить не гос-е мероприятие, а достойный форум, соответствующий ожиданиям специалистов разных стран. Необходимо было отобрать лучшие в Советском Союзе дизайнерские разработки, отвечающие девизу конгресса «Дизайн для челове ...
Народное творчество
Прежде чем приступить к осмыслению вопроса о народном творчестве, нужно проследить и рассмотреть этапы его развития. В этой главе я буду отмечать важнейшие этапы развития славянской народности, мировоззрение, верования, обряды идущие из г ...