Натюрморт – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной.
На протяжении многовековой истории изобразительного творчества шло формирование натюрморта как самостоятельного жанра.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Рисунок неподвижной натуры, какой является натюрморт, позволяет разобраться в необходимых закономерностях рисования с натуры. Наблюдая предметы в пространстве, мы видим и в дальнейшем учитываем их трёхмерность. Каждый из предметов должен быть согласован с другими, необходимо также сравнить силу тона световых и теневых частей на предметах из различного материала.
Весь процесс рисования натюрморта можно разделить на следующие этапы:
1 – Предварительный анализ объёма изображения. На данном этапе анализируются пропорциональные соотношения, то есть находятся границы натюрморта.
2 – Композиционное размещение изображения на листе. Когда с учётом пропорций были определены границы натюрморта в листе, находятся границы и пропорциональные соотношения каждого предмета в отдельности.
3 – Конструктивный анализ формы и её перспективное построение. Когда найдено место в листе каждому предмету натюрморта, чётче прорисовывается каждый предмет, принимая во внимание то, что каждый предмет несёт в себе основу какой-то геометрической формы. Рисунок делается с учётом перспективы.
4 – Выявление объёмности предметов с помощью светотени. На данном этапе определяется, где в натюрморте свет и тень. Тень со всеми полутонами заштриховывается карандашом. При детальной прорисовке необходимо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Внимательно прорисовываются тени, падающие от деталей. Такая проработка формы поможет сделать рисунок убедительным и выразительным.
5 – Обобщение рисунка. На данном этапе производится анализ тоновых отношений предметов натюрморта, определяя общий тон, различные оттенки тона на свету, в тени, в полутени на переднем и заднем плане. Необходимо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (чёрными) и не выпадали из рисунка.
Натюрморт с натуры позволяет полнее раскрыть основные положения реалистического рисунка, заострить особое внимание на особенностях перспективы, глубже усвоить принципы линейно-конструктивного изображения формы.
Другие статьи:
Особенности крымской природы в керамике народов Крыма
Многое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло по её дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традиций и обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры. Одной из особенностей ...
Особенности формообразования предметного мира Древней Греции
В отличие от Др. Египта, где конструкция изделий маскировалась, древние греки впервые стали любоваться самой конструкцией, эстетически осознали саму конструкцию изделия. Это выявляется как в архитектуре так и в предметном мире. Древнегреч ...
Современное мышление
В каждой области деятельности есть свои сценарии мышления, специфические для нее правила, приемы и способы решения умственных задач: мысль художника движется иначе, чем мысль ученого, гуманитарное мышление отличается от естественнонаучног ...