1926г. для Г. И. Гуркина был не только годом успешного участия в двух выставках в Москве, он стал еще и годом путешествия к Белухе, Целый ряд работ имеет в подписи дату — 1926 год, июль. Это действительно драгоценные живописные жемчужины — "Горное озеро, Вечер», «Горное озеро», «Курайские белки», «Охотник».
Интересной и не публиковавшейся ранее частью наследия Г. И. Гуркина являются цветные литографии, сделанные по его эскизам. Это прекрасная печатная графика на различные темы жизни Алтая в советское время. Главная цель этих красочных листов — пропаганда новой социалистической, действительности. Почти все они построены на противопоставлении прошлого настоящему.
В литографии Социалистического кооператива слева надпись — «Торговля К. Пузанова». Перед купцом стоит растерянный алтаец: так мало он получил ткани в обмен на пуды орехов. Справа — в кооперативе — изобилие товаров и довольные покупатели.
Важнейшие темы жизни Алтая стали темами этих литографий, игравших роль плаката и решенный, наглядным, доступным языком. «Какой должна быть Юрта ойрота», «Чистота — залог здоровья, Медицинское обслуживание алтайским детям», Матъ и дитя, «Социалистическое хозяйство». «О городничество» — на эти темы сохранились эскизы карандашные, акварельные в литографии. Они выпускались для национальных меньшинств в Москве в Издательстве Ассоциации Художников Революции, и, как свидетельствует надпись на одном из листов, печатались в Первой типолитографии Центриздата народов СССР. На одной из очень светлых по настроению нарядных литографий «Огородничество» напечатана подпись: «Онос» Чорос-Гуркин. 1928г
Здоровое, жизнерадостное настроение художник создает цветом, богатство, которого, сложность и тончайшие нюансы поразительны для печатной графики.
Судя но произведениям Г. И. Гуркина, которые хранится в музее плодотворными и многогранными по отражению жизни Горного Алтая стали в его творчестве 30-е годы. Все многочисленные, в основном графические работы этого периода можно разделить на дне основные группы:
1) историческое и мифологическое прошлое Алтая;
2} партизанское движение на Алтае и новая социальная действительность.
В 20 — 30-е годы художник, и немало выполнил и пейзажных рисунков, этюдов с натуры с пейзажным мотивом, однако главное направление его поисков — многофигурная хоровая композиция. В советское время к ней впервые обратился Г. И. Гуркин в Туве в рисунках на тему национального праздника «Улу-Наир». В 30-е годы он продолжает изучать ее возможности и эскизах на темы Колхозное собрание, «Читают газету», Комсомолка в юрте.
Целый ряд эскизов раскрывает тему кайчи — народного сказителя, исполнителя богатейшего наследия алтайских эпическиских сказаний. Образы сказаний, в частности один из центральных героев — Сартакпай, нашли воплощение в рисунках и живописных эскизах Г. И. Гуркина.
Художник видел и стремился отразить те отрадные перемены, которые свершались на Алтае. Он выполняет эскизы на темы «Индустриализация», с Появление трактора в колхозе, «Коллективная уборка хлеба». Опыт работы над ними не воплотился в живописное полотно, но был использован автором к плакатах.
Особенно много эскизов плакатов и пригласительных билетов выполнил Г. И. Гуркин к 10-летию автономной области. Как сообщала газета «Красная Ойротия» в апреле 1932г, в честь этой даты планировался целый комплекс мероприятий на 5 дней. Праздник должен был начаться демонстрацией, гулянием, просмотром кино и национального спектакля, открытием выставки. Праздничная пятидневка включала День животновода, День ударника, День физкультурника, детское утро, олимпиаду искусств и факельное шествие. В художественном оформлении праздник, принял деятельное участие Г. И. Гуркин, Февралем 1932г. помечены первые, эскизы, а в марте он представлял несколько карранюк к ибком КПСС10.
Другие статьи:
Стилизация фигуры и её частей
Чтобы получить более изящную фигуру, достаточно удлинить некоторые части тела. Во-первых, голова должна быть немного меньше, шея более длинной, пропорции торса – немного уменьшены по отношению к ногам, которые также получатся длиннее.
Ещ ...
Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры
культура коммуникационный ценностный лингвокультурный
Смыслы – ценности – нормы – идеалы культуры. Культура – это, прежде всего, творчество смыслов. По образному выражению М. Вебера, человек – это животное, опутанное "сетями" с ...
Диггеры, толкинисты, ролевые игры
«Тяга к опасному» реализуется в различных формах молодежных сообществ и не обязательно имеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными образованиями стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорт. Некоторые сообщес ...